GECONT.RU

география, экономика, достопримечательности

Все статьи: Статьи по экономике:

Экономика Ирландии: финансы, промышленность, сельское хозяйство, транспорт

Экономическая система Республики Ирландии представляет собой современную, относительно небольшую, зависимую от торговли экономику, рост которой за 1995—2000 гг. составил в среднем 10 %. Сельскохозяйственный сектор, некогда игравший доминирующую роль в системе, в настоящее время замещается промышленным; на промышленный сектор приходится 46 % ВВП, около 80 % экспорта, и 29 % рабочей силы. Хотя основным двигателем экономического роста Ирландии остается экспорт, развитию также способствует повышение потребительских расходов и восстановление как строительства, так и деловых инвестиций. Ежегодный уровень инфляции на 2005 год составил 2,3 %, снизившись с недавних отметок 4-5 %. Одной из проблем экономики является инфляция цен на недвижимость (средняя цена жилого дома в феврале 2005 года составила около 251 тыс. евро). Уровень безработицы очень низкий и для доходов населения характерен быстрый рост, вместе с ценами на услуги (коммунальных служб, страхования, здравоохранения, юристов и т.д.).

Дублин, столица Ирландии, получил 16-е место в всемирном рейтинге по показателям стоимости жизни в 2006 году (поднявшись с 22-го места в 2004 году и 24 места в 2003 году). Были сообщения, что Ирландия имеет второй по величине после Люксембурга средний доход на душу населения среди всех стран ЕС, а в мире занимает 4-е место по этому показателю. Стала второй страной Европейского Союза после Греции, которая обратилась за финансовой помощью к МВФ и ЕЦБ.

Сельскохозяйственный сектор, некогда игравший доминирующую роль в системе, в настоящее время замещается промышленным; на промышленный сектор приходится 46 % ВВП, около 80 % экспорта, и 29 % рабочей силы. Хотя основным двигателем экономического роста Ирландии остаётся экспорт, развитию также способствует повышение потребительских расходов и восстановление как строительства, так и деловых инвестиций. Ежегодный уровень инфляции на 2005 год составил 2,3 %, снизившись с недавних отметок 4-5 %. Одной из проблем экономики является инфляция цен на недвижимость (средняя цена жилого дома в феврале 2005 года составила около 251 тыс. евро). Уровень безработицы в 2005 году был очень низкий и для доходов населения характерен быстрый рост, вместе с ценами на услуги (коммунальных служб, страхования, здравоохранения, юристов, etc.).

Мировой экономический кризис крайне сильно ударил по ирландской экономике в 2008 году и все еще затрагивают ирландскую экономику создавая многочисленные внутренние экономические проблемы, и особенно крах пузыря недвижимой собственности. Ирландия была первой страной в ЕС, которая официально признало начало рецессии , как объявило Центральное Статистическое управление Ирландии. Институт Экономических и Социологических исследований ESRI недавно предсказал, что ирландская экономика будет стагнировать как минимум до 2011 года. У Ирландии самый высокий уровень ипотесного долга относительно располагаемого дохода во всем "развитом мире" %. Эмиграция оценивается в размере 1000 человек в неделю в 2010 году, даже хуже чем в 1989 году. Дублин, столица Ирландии, получил 16-е место в всемирном рейтинге по показателям стоимости жизни в 2006 году. Были сообщения, что Ирландия имела второй по величине после Люксембурга средний доход на душу населения среди всех стран ЕС, а в мире занимает 4-е место по этому показателю.

Статистические показатели Ирландии
(по состоянию на 2012 год)

ПоказательЗначение
Территория, тыс. кв. км70.3
Население, млн. человек4.7
Размер номинального ВВП, млрд. долларов США204.7
Инфляция, %1.3
Уровень безработицы, %14.6

Посмотреть всю статистику Ирландии...

Ирландия вошла в евро зону 1 января 2002 года. Рост ВВП составлял в среднем 6 % в 1995-2007 годах, но деловая активность понизилась резко в 2008-09 годах, поскольку ВВП упал на 3% в 2008 году и почти 8 % в 2009 году.

События 2008-2010 годов в экономике Ирландии

Ирландии перед кризисом присудили третье место в мире по "экономической свободе", в индексе, созданном экономистами, сторонниками (как они называют) "свободного рынка", из Wall Street Journal и Heritage Foundation, который называется Индекс экономической свободы. Несмотря на титулы Республика Ирландия стала первой страной в ЕС, которая официально вошла в рецессию как объявило Центральное Статистическое управление. Оценка кредитоспособности страны была понижена Standard & Poor`s до "AA-" в августе 2010 из-за стоимости поддержки банков, выяснилось, что стоимость рекапитализации банков была больше чем ожидало правительство сначала , и, в ответ на повышающиеся затраты, оценка кредитоспособности страны была снова понижена , до А. ". Глобальный спад значительно воздействовал на ирландскую экономику. Экономический рост который составлял 4.7% в 2007, упал до -1.7% в 2008 и до -7.1% в 2009 году. Ирландия официально вышла из спада в 2010 после символического роста 0.3% в 4 кв. 2009 года и роста 2.7% в 1 кв. 2010 года. Однако, экономика снова испытала "отрицательный рост" во 2 кв. 2010 года - -1.2 %.

Вопрос относительно платежеспособности возник из-за внутренних проблем на ирландском рынке недвижимости где образовался и лопнул гигантский пузырь. У ирландских финансовых учреждений существенное место в их портфеле кредитов занимали застройщики. Эти застройщики в настоящее время страдают от существенного переизбытка собственности, очень все еще непроданной, в то время как спрос на жилье критически сжался. Рост занятости в прошлом, до кризиса, и массовый приезд иммигрантов из Восточной Европы мощно держал спрос на собственность,но ситуация перечеркнулась растущей безработицей. Ирландские застройщики вложили спекулятивные миллиарды Евро в крайне переоцененные земельные участки. Они также спекулировали и на пахотной земле, цена которой, в 2007 (среднее значение) была 23 600? за [акр] (32 000$ за акр, или 60 000? за [гектар]) что было в несколько раз выше ценности эквивалентной цены земли в других европейских странах. Кредиты строителям росли до такой степени, что достигли 28 % от всей совокупной банковской ссуды республики, или ""приблизительной стоимости всех общественных депозитов в розничных банков. то есть, ирландская банковская система взяла акции своих акционеров, и вклады вкладчиков, и передала это все спекулянтам собственности и строителям. В сравнении, как раз перед японским взрывом пузыря в конце 1989 года, постройка и перепродажа собственности были на уровне, 25 процентов от всей банковской ссуды.

30 сентября 2008 года, ирландское Правительство объявило что намеревается спасти ирландскую банковскую систему. Ирландская государственная гарантия, поддержанная фондами налогоплательщиков, покрыло ""все депозиты (розничный, коммерческий, межбанковский), покрыло облигации, и долги". В обмен на помощь частным банкам правительство ни взяло пакеты акций в банках и ни требовало, чтобы зарплаты главных банковских руководителей и премии были урезаны, и не требовало чтобы некомпентные члены правления банков быть заменены. Несмотря на Правительственные гарантии банкам, их ситeация только ухудшалась и рыночная капитализация проваливалась, 15-01-2009, Правительство национализировало Anglo Irish Bank, у которого была рыночная капитализация меньше чем 2 % ее пика в 2007. После этого обвалились еще два больших ирландских банка, которые на 19-01-2009, имели падение цены акций между 47 и 50 % за один день. На 11 октября 2008 года, просочился слух о возможных действий правительства по искусственному поддержанию застройщиков.

Промышленность Ирландии

Ирландия — одна из наименее развитых в индустриальном отношении стран Европы. Тяжелая промышленность развита слабо. Наиболее важное значение имеют заводы сельскохозяйственного машиностроения в Уэксфорде и Дандолке, крупный авто- и тракторосборочный завод в Корке. Там же в Корке находится и единственный в стране металлургический завод; работает он на ломе.

3/10 промышленных предприятий сконцентрированы в Дублине и его пригороде Дан-Лэре. Важные промышленные узлы представляют собой также портовые города, особенно Корк и восточные порты Уотерфорд, Дроэда и Дан-долк. Программа индустриализации Ирландии, принятая в конце 1950-х годов, была направлена не только на рост промышленного производства, но и на его децентрализацию. В последние годы строятся предприятия в окраинных частях страны, чтобы использовать «избыточные» там рабочие руки и сократить этим эмиграцию. Децентрализации промышленности способствует также строительство электростанций вне основных промышленных центров.

Промышленность стала развиваться в основном с нач. 1960-х гг. В Ирландии присутствуют традиционные пищевая, текстильная, швейная, стекольная, машиностроительная, химическая промышленность и энергетика, однако наиболее быстро развиваются высокотехнологичные и наукоёмкие отрасли, такие, как фармацевтика, электроника и сектор информационно-коммуникационных технологий, становление которых было обусловлено проведением последовательной политики привлечения иностранных капиталовложений. В настоящее время в стране действуют предприятия более 1000 иностранных компаний, на которые приходится ок. 90 тыс. рабочих мест и ок. 70% экспорта промышленной продукции. Под иностранным контролем в значительной степени находятся электроника, химия и фармацевтика, автомобилестроение, металлообработка, производство телекоммуникационного оборудования.

В начале 2000-х годов объём промышленного производства увеличивался в среднем на 8% ежегодно. Рост обрабатывающей промышленности был еще выше и практически полностью определялся увеличением объёма выпуска химической, прежде всего фармацевтической, отрасли. В последующие годы годы рост промышленного производства во многом зависел от ситуации на мировых рынках и от реализации нескольких новых масштабных проектов с участием иностранного капитала и обеспечиваться за счёт сектора высоких технологий.

Энергетика Ирландии базируется на потреблении природного газа, угля, торфа и нефти и представлена преимущественно ТЭЦ, на которых производится 95% электроэнергии. В Ирландии действуют крупнейшие в мире электростанции, работающие на торфе (дают более 15% электроэнергии). На долю гидроэлектростанций приходится всего 4% общей выработки электричества. АЭС в стране отсутствуют. Ирландия является нетто-импортёром электроэнергии. Сектор высоких технологий включает широкий спектр отраслей. Например, электронная промышленность состоит из следующих производств: компоненты, компьютеры, полупроводники, разработка и производство программного обеспечения, телекоммуникации и информационные коммуникации, услуги. В химической промышленности важнейшее значение имеет фармацевтика.

Сельское хозяйство Ирландии

Сельское хозяйство — важная отрасль ирландской экономики, на которую приходится 4% ВВП и ок. 7% занятых. Для нужд сельского хозяйства, включая лесоводство, используется 5 млн га (из общей площади приблизительно 7 млн га). Доминирующая отрасль — мясомолочное животноводство, на которое приходится более 80% валового сельскохозяйственного продукта, тогда как птицеводство развито гораздо слабее. Выращивание крупного рогатого скота и молочное животноводство сосредоточены преимущественно на юге и востоке страны, тогда как свиноводство распространено в западных графствах. Ирландия полностью обеспечивает свои потребности в мясомолочных продуктах и значительную часть их экспортирует.

Растениеводство развивается в южных, центральных и восточных районах страны. Выращиваются зерновые (ячмень, пшеница и овёс), картофель, сахарная свёкла. Страна с избытком обеспечивает собственные потребности в ячмене и овсе, но вынуждена импортировать пшеницу (показатель самообеспеченности — 91%). Сельское хозяйство Ирландии в целом является дотационным.

В прибрежных водах ведётся интенсивное рыболовство. Основные промысловые виды: треска, пикша, сельдь, макрель. Стремительно развивается также аквакультура: в промышленных масштабах разводятся лосось, форель, мидии, лобстеры.

Транспорт и телекомуникации Ирландии

Основная часть внешних грузоперевозок приходится на торговый флот, состоящий из 26 крупнотоннажных судов общим водоизмещением 127 тыс. т. Протяжённость внутренних судоходных маршрутов невелика — ок. 700 км. Основные порты — Дублин, Корк, Голуэй, Лимерик. Внутренние перевозки, как грузовые, так и пассажирские, осуществляются преимущественно автомобильным транспортом и в меньшей степени по железной дороге. Общая протяжённость железных дорог 3,3 тыс. км, из которых 1,4 тыс. — узкоколейки, используемые главным образом для доставки торфа на ТЭЦ.

Электрифицированы всего 38 км. В 2001 по железной дороге было перевезено 2,6 млн т грузов. Протяжённость автомобильных дорог — 92,5 тыс. км. В среднем в стране регистрируется ок. 160 тыс. легковых и 30 тыс. грузовых новых автомобилей в год. Действуют регулярные междугородние автобусные маршруты. 41 аэропорт, крупнейшие в Дублине, Корке и Шенноне. Протяжённость газопроводов — 7,6 тыс. км (1,2 тыс. км — магистральных и 6,4 тыс. км — распределительных).

Ирландская телекоммуникационная система — одна из наиболее современных и развитых в Европе. Телефонных абонентов 1,6 млн (ок. 80 номеров на 100 домашних хозяйств), имеется 3 млн мобильных телефонов, 2,55 млн радиоприёмников, 1,82 млн телевизоров. В стране действуют 115 радиостанций и 4 телевизионных станции.

Внешняя торговля Ирландии

Ирландия — «атлантические ворота» в Европу. Основные ее аэропорты — Шаннон, Корк и Дублин. Около половины всего торгового оборота и 2/3 экспорта Ирландии приходится на Великобританию. Из остальных стран более или менее значительны торговые связи с США и Германией. Ирландия вывозит в основном мясо, мясные изделия и живой скот. Ввозит же машины и оборудование, химикалии, нефть и нефтепродукты.

Характерно постоянное превышение стоимости импорта над экспортом. Внешнеторговый дефицит покрывается прежде всего доходами от туризма и денежными переводами от эмигрировавших родственников; некоторое значение имеют доходы от капиталовложений за границей.

В экспорте преобладают станки и оборудование, компьютеры, химикаты, фармацевтическая продукция, живой скот, продукция животноводства. Основными партнёрами являются страны ЕС и США. В ЕС направлялось 63% экспорта (Великобритания — 19,8%, Германия — 11,3%, Франция — 7,7%, Нидерланды — 5,6%, Бельгия — 4,8%), в США — 17,1%. Товарный импорт состоит из продукции машиностроения (особенно оборудования для обработки информации), химикатов, нефти и нефтепродуктов, текстиля и одежды. Из стран ЕС поступало 61,4% импорта (33,4% — из Великобритании, 5,9% — из Германии, 4,5% — из Франции, 3,5% — из Нидерландов), из США — 16,2%, из Японии — 4%. В торговле услугами страна является нетто-импортёром.

Источник - http://www.gecont.ru/

Другие статьи

НОВОСТИ СТРАН МИРА