GECONT.RU

география, экономика, достопримечательности

Все статьи: Статьи по экономике:

Экономика Ливана: промышленность, сельское хозяйство, торговля, транспорт

Ливан относится к немногочисленной группе государств мира, в которых в сфере обслуживания и торговли создается более половины годового национального дохода. Бейрут исторически развивался как международный финансовый центр, куда стекались средства, вырученные от экспорта нефти со всего Среднего Востока. Длительные торговые и культурные связи как с европейскими, так и с арабскими государствами позволили Ливану превратить торговлю в один из важнейших секторов экономики. С 1950 по 1975 национальный доход Ливана увеличивался в среднем более, чем на 8% в год. После 1975 этот показатель снизился приблизительно до 4%.

Девяностые годы двадцатого века стали периодом восстановления экономики Ливанской Республики после продолжительной гражданской войны 1975 – 1990 годов и других военных конфликтов, в результате которых была сильно разрушена экономическая инфраструктура страны, что существенно подорвало позиции страны как важного экономического, торгового и банковского центра на Ближнем Востоке. Мирное урегулирование позволило ливанскому правительству начать восстановление экономики и финансовой сферы. В 1993 году валовый внутренний продукт (ВВП) исчислялся в 7,6 млрд. долларов а в 1995 году достиг 11,7 млрд. долларов. Среднегодовой рост ВВП на душу населения с 1986 по 1995 год составлял 8,4%.

Однако в свете известных событий 2006 года, а именно войны государства Израиль с радикальной политической группировкой «Хезболла», экономика Ливана всё ещё находится в удручающем состоянии. Данные об ущербе, нанесенном стране военными действиями за последние 30 лет, носят приблизительный, оценочный характер, поскольку материальные потери Ливана не ограничиваются только тем, что было разрушено, сожжено и разграблено, а включают также многое из того, что не поддается учету или оценке . Несмотря на негласное соглашение между ливанцами о необходимости возрождения единого Ливана, инвестиционная деятельность частного сектора находится ниже требуемого уровня, которого, как первоначально предполагалось, она достигнет после окончания ливанских событий. Для ливанских инвесторов, находившихся в стране, характерны выжидание и настороженность. Все эти обстоятельства привели к тому, что значительная часть капиталовложений оказалась направлена в сферу строительства и вложена в недвижимость, где степень риска для инвесторов была ниже, нежели в производственном секторе, сфере обслуживания и других отраслях экономики за исключением торговли. Главной причиной, ограничивавшей объем капиталовложений, была неуверенность местных и иностранных предпринимательских кругов в стабильности обстановки в Ливане. Однако стоит отметить, что, несмотря на вышесказанное, Ливан уже не является подобной зоной риска, какой он был в начале девяностых годов двадцатого века. Ливан постепенно перестает быть зоной риска для иностранных инвесторов и партнеров. За годы, прошедшие после окончания гражданской войны, в Ливане было зарегистрировано более 900 иностранных компаний, среди них 147 американских, 88 французских, 86 британских компаний, 73 швейцарские и 42 панамские фирмы. В Ливане также зарегистрированы 4 российские компании.

После окончания вооруженных действий в Ливане ему была оказана крупномасштабная безвозмездная помощь, размер которой трудно точно определить, поскольку она включала наряду с денежной натуральную помощь, а часть ее непосредственно передавалась определенным предприятиям Ливана. Вместе с тем, имеются данные, согласно которым предоставленная Ливану безвозмездная помощь составила сумму примерно в 706 миллионов долларов США. Эту помощь Ливан получал, главным образом, от Саудовской Аравии, Франции, Германии, Италии, от международных организаций и США. Денежные перечисления в виде безвозмездной помощи от других стран являются довольно значительной частью источников формирования государственного бюджета Ливанской Республики.

В 2008 году прирост валового внутреннего продукта страны составил 4.4% (из этого роста на долю сельского хозяйства приходится 5.1%, промышленности – 19.1%, сферу услуг – 75.8%). ВВП на душу населения составляет около 5.5 тысяч долларов США. Работоспособного населения в Ливане проживает около 1.5 миллиона человек, при этом около миллиона иностранных работников трудоустроены в стране. Уровень безработицы равен 9.2%, все данные за 2008 год. Инфляция держалась на уровне 12%. За чертой бедности в Ливане проживают около 28% населения.

Основа экономики современного Ливана — активная банковско-финансовая деятельность, торговля, туризм. Развито плодоводство и овощеводство. Животноводство, рыболовство. Основой ливанского промышленного сектора являются крупные нефтеперерабатывающие и цементные заводы. В стране добываются в небольшом количестве железная руда, бурый уголь. Экспорт: бумага и бумажные изделия, цитрусовые, яблоки, хлопчатобумажные ткани, текстильные, фармацевтические и ювелирные изделия. Импорт: электрооборудование, транспортные средства, металлы, полезные ископаемые и продукты питания. Основные внешнеторговые партнеры: Саудовская Аравия и другие арабские страны, страны Западной Европы, США.

Промышленность Ливана

Промышленность дает 20% валового внутреннего продукта Ливанской Республики. В стране развиты пищевая промышленность, ювелирное дело, легкая промышленность, строительство, деревообрабатывающая промышленность и производство мебели, металлообработка. С 2004 года в ряд важных задач Министерства промышленности Ливана входит увеличение доли промышленного экспорта до 1,4 миллиардов долларов США, создание 50 тысяч новых рабочих мест и расширение доли промышленного производства в структуре ВВП страны . Мы видим, что в отличие от сельского хозяйства промышленность страны развивается, правда, весьма невысокими темпами. Однако ее рост вызван не столько строительством новых или модернизацией старых предприятий, сколько восстановлением прежних, что на практике ведет к консервации в Ливане технологически устаревшего производства. Сохраняется также унаследованное от прошлого крайне неравномерное размещение производительных сил: в главном экономическом центре – Бейруте – по–прежнему сосредоточено более половины всего промышленного потенциала и свыше 2/3 акционерного капитала. В других городах преобладают мелкие и мельчайшие промышленные предприятия кустарно–ремесленного типа. Ряд важнейших отраслей – металлургия, производство промышленного оборудования – вообще отсутствуют.

Примечательно обстоятельство, что обрабатывающая промышленность Ливана по своему вкладу в производство ВВП заметно, почти вдвое, опережает соответствующие показатели, взятые по всему арабскому региону. Сам по себе этот факт выглядит весьма внушительно и указывает на довольно высокий уровень развития материально–технической базы страны.

Трудности, с которыми сталкивается ливанская промышленность после окончания военных действий в стране, во многом сходны с проблемами ливанского сельского хозяйства. В значительной степени они определялись проводимой государством экономической политикой, и в первую очередь – его невниманием к промышленности и нефтяному комплексу. Кроме того, данный производственный сектор не получал необходимых кредитов со стороны государственного сектора, что вело к почти полному переложению функции кредитования промышленности на коммерческие банки. Кроме того, почти полное отсутствие в стране месторождений минеральных ресурсов заставляет Ливан полностью зависеть от поставок нефти и другого сырья из арабских стран, что также не способствует значительному развитию промышленности.

Ввиду того, что национальное промышленное производство не пользовалось необходимым покровительством со стороны государства, ему наносился серьезный ущерб вследствие жесткой конкуренции со стороны иностранных промышленных товаров. Такое положение вещей было обусловлено, в первую очередь, ориентацией государства на так называемый "таможенный доллар". Имеется в виду то, что таможенные пошлины, которыми облагались импортные товары, устанавливались в размере определенного процента (например, 6%) не от фактической стоимости каждого данного вида товара в реальных долларах (в соответствии с реальным курсом доллара на бейрутской бирже), а от стоимости, рассчитываемой в соответствии с курсом "таможенного доллара", который был установлен налоговым управлением в начале 1991 г. в размере 6 ливанских фунтов за доллар, тогда как реальная стоимость доллара на бейрутском валютном рынке была в сотни раз выше. Таким образом, импортные промышленные товары попадали на ливанский рынок после уплаты чрезвычайно низких таможенных пошлин, что создавало благоприятные возможности для их успешной конкуренции с ливанской промышленной продукцией. Такое положение сохраняется и поныне, несмотря на то, что ливанское налоговое управление периодически поднимает "таможенный курс" доллара.

Наряду с этим налоговое управление не освобождало от таможенных пошлин импортируемые в Ливан сырье, станки и производственное оборудование, предназначенные для использования в ливанской промышленности. Напротив, они облагались такими же пошлинами, как и импортные потребительские товары, попадающие на внутренний рынок страны. Последние факты также объясняют значительное преобладание импорта страны над её экспортом.

Государственная экономическая политика, проводившаяся правительством Ливана после окончания военных действий в стране в сфере сельского хозяйства и промышленности, заметно ослабила конкурентоспособность ливанской продукции на традиционных ливанских рынках.

Сельское хозяйство Ливана

Сельское хозяйство занимает 10% валового внутреннего продукта Ливанской Республики. В стране выращивают цитрусовые, виноград, помидоры, яблоки, оливки, картофель, табак, сахарную свеклу, пшеницу, а также разводят крупный и мелкий рогатый скот и занимаются рыболовством. В животноводстве в настоящее время в рамках программы Организации Объединённых Наций по развитию региона Баальбек-Хермель реализуется проект по разведению крупного и мелкого рогатого скота в долине Бека. Также в различных проектах Министерства сельского хозяйства Ливана принимают участие такие международные организации, как ФАО, Всемирный Банк и другие. Общий объем бюджета этого министерства явно недостаточен для проведения научных и лабораторных исследований, осуществления программ сельскохозяйственной ориентации и подготовки кадров, производства семян, рассады и саженцев лучшего качества и вообще в целом для подъема аграрного сектора.

Можно утверждать, что сельское хозяйство Ливана находится в кризисном состоянии, при том, что оно остаётся одной из основных отраслей занятости местного населения. Аграрная политика правительства непоследовательна и противоречива. Подавляющую часть товарной продукции производят хозяйства капиталистического типа, но они ориентированы преимущественно на экспорт. Уровень же производства в традиционном секторе крайне низок из-за чего постоянно увеличивается дефицит зерновых и других продуктов растениеводства, и страна вынуждена во все больших размерах расходовать дефицитную твердую валюту на ввоз продуктов питания.

Торговля и услуги Ливана

Торговля и услуги занимают 70% валового внутреннего продукта Ливана. В Ливане активно развивается туристический бизнес (в том числе и экотуризм) и инфраструктура (отели, рестораны). Принято считать, что высокий удельный вес сферы торговли и услуг в конечном общественном продукте развивающихся стран – один из характерных показателей их отсталости. Это относится к ливанской экономике лишь отчасти. Во всяком случае, более чем двукратное превышение непроизводственной сферы в Ливане объясняется не столько хозяйственной отсталостью, сколько вынужденной стихийной специализацией ливанской экономики в системе международного капиталистического разделения труда. Иначе говоря, перекосы в межотраслевой структуре ливанской экономики обусловлены (и в этом ее важная специфика) тем обстоятельством, что сфера торговли и услуг носит общерегиональный характер, тогда как материальное производство в целом – преимущественно внутренний.

При впечатляющей роли внешних факторов механизм воспроизводства общественного продукта обрел в Ливане черты, отличные не только от большинства арабских, но и от многих развивающихся государств. Свободный обмен ливанского фунта на ключевые мировые валюты позволяет ливанцам без серьезных ограничений импортировать большой объем самых разнообразных товаров и услуг преимущественно из развитых капиталистических государств. Привычной жесткой взаимозависимости между экспортными и импортными торговыми операциями в стране не существует, поскольку закупки товаров за рубежом финансируются за счет массированных поступлений от ливанцев, работающих за рубежом, и из других источников. В свою очередь такая организация ливанской экономики способствовала активному вовлечению Ливана в систему мирохозяйственных связей.

Валютная система Ливана

Денежной единицей Ливанской Республики является Ливанский фунт, который в международных банковских операциях обозначается как «LBP». Ливанский фунт также называют ливанской лирой. По состоянию на данный момент курс Ливанского фунта по отношению к доллару Соединённых Штатов Америки является один к полтора тысячам (1:1500). В ежедневном бизнесе американский доллар является основной используемой валютой и повсеместно принимается в магазинах, ресторанах, отелях и других учреждениях. В обращении находятся банкноты достоинством в 50, 100, 250, 500, 1000, 5000, 10000, 50000, а также 100000 лир и монеты 250 и 500 лир. Ливанский фунт равен 100 пиастрам. Также в обращении находятся монеты достоинством 1, 5, 10, 25 и 50 пиастров и 1 фунт. Доллары США и единая европейская валюта Евро обмениваются и принимаются к оплате практически повсеместно. Обмен, ввоз, вывоз иностранной валюты в стране не ограничен. Обменять деньги можно в любом банке, в отелях, специализированных обменных пунктах и у частных менял. В банках, крупных отелях и ресторанах принимаются к оплате кредитные карты основных мировых платежных систем.

Над Ливанкой Республикой нависла огромная угроза по выполнению обязательств по государственному долгу по вине продолжительных военных действий на территории страны. Величина государственного долга в 2000 году составляла около 130% ВВП, что является одним из самых высоких показателей в мире. Формированию такой крупной задолженности также способствовала политика, направленная на поддержание стоимости национальной валюты относительно доллара. Подобный курс сопровождался сохранением высоких банковских процентных ставок, которые хотя и позволили стабилизировать ливанский фунт, в то же время негативно сказались на экономическом росте в стране.

Банки Ливанской Республики в праве неограниченно переводить суммы любого размера в любой валюте. Счета могут открываться в любых основных денежных единицах. Величина процентов может устанавливаться по договоренности с клиентом. В Ливанской Республике действует гарантия для депозитов размером до 5 миллионов ливанских фунтов или их эквивалента в иностранной валюте. С 1956 года счета клиентов ливанских банков считаются строго конфиденциальными. Исключения могут быть сделаны в некоторых случаях судебного расследования или банкротства. Часто из-за данного факта Ливан называют «ближневосточной Швейцарией».

Факт того, что стоимость ливанского фунта продолжает неуклонно снижаться в условиях, когда импорт в несколько раз превышает экспорт, крайне нежелателен, и даже заверение правительства о решимости сохранить стабильный курс национальной валюты не развеяло пессимистические настроения в стране, что в общем ухудшает конъюнктурную обстановку в регионе. Вот почему в настоящий момент сохранение стабильности курса национальной валюты является одной из самых важных задач правительства.

Транспорт Ливана

Внутренние перевозки в основном осуществляются автомобильным транспортом. Особенно важное значение имеют прибрежное шоссе, проложенное с севера на юг от границы с Сирией, через города Триполи, Бейрут и Сайду, до границы с Израилем, и шоссе, проходящее с востока на запад, от Бейрута до столицы Сирии Дамаска, и пересекающее горы Ливана. Протяженность железнодорожных путей составляет ок. 400 км. Железные дороги используются эпизодически для транспортировки грузов. Перевозки из Ливана за пределы ближневосточного региона осуществляются по воздуху и морем. Бейрутский международный аэропорт функционирует с конца 1940-х годов, с тех пор он был значительно расширен, особенно после реконструкции в 1992. Компания "Мидл ист эйрлайнз", основанная в 1945, осуществляет регулярные рейсы из Бейрута в другие страны Ближнего Востока и в Европу. Расширен и модернизирован также Бейрутский морской порт.

Источник - http://catalog.fmb.ru/

Другие статьи

НОВОСТИ СТРАН МИРА