GECONT.RU

география, экономика, достопримечательности

Все статьи: Статьи по экономике:

История и современное состояние экономики Марокко

Марокко — развивающаяся аграрная страна. Марокканская экономика рассматривается как относительно либеральная экономика, функционирующая на основе закона спроса и предложения. С 1993 года здесь проводится политика приватизации, вследствие чего некоторые секторы экономики перешли из государственного управления в частные руки. ВВП в 2010 году составил 91,7 млрд. дол. (по паритету покупательной способности - 153,8 млрд. долл., 4900 дол. на душу населения), из которых 31,6% создается промышленностью, 17,1% - сельским хозяйством, 51,4% - сферой услуг.

Главное богатство – фосфориты, по запасам и добыче которых Марокко занимает третье место в мире (после США и России) и первое по экспорту (30% мирового экспорта). Промышленное значение имеют также месторождения каменного угля, руд железа, свинца и цинка, марганца, кобальта, меди; барита и фтора. На шельфе (район Агадира и эс-Сувейра) ведутся поиски нефти и газа. Другие отрасли промышленности: пищевая (сахар, мука, консервы), текстильная (80% продукции идет на экспорт), кожевенная, химия (кислоты и удобрения на основе фосфоритов), фармацевтика, цементная, сборка легковых автомобилей (фирм «Рено», «Фиат», «Пежо»), грузовиков («Форд», «Вольво», «Мерседес», «Хино», «Исудзу») и автобусов.

Вместе с тем Марокко продолжает оставаться аграрной страной, где в сельском хозяйстве трудится половина населения, и оно дает 1/4 экспортной продукции. Главные культуры: зерновые, цитрусовые, виноград, оливы, сахарная свекла, томаты и ранние овощи, фрукты; сбор альфы. Скотоводство имеет промышленный характер, также как и бройлерное производство куриного мяса и яиц, при этом подсобное и кочевое скотоводство в Сахаре сохраняются. Марокко занимает ведущее место в Африке по вылову сардин (консервы экспортируют), осьминогов и тунца.

Ремесленников больше, чем занятых во всей обрабатывающей промышленности. Целые кварталы ремесленников в старых городах (Мекнес, Марракеш, Рабат, Сале, Тетуан, Фес и др.) занимаются чеканкой, художественным литьем, резьбой, керамикой, ткачеством (национальная одежда, шелк, парча, сукно), вышивкой и шитьем. А такие предметы, как ковры, сувениры, оригинальная мебель, посуда, кожаные переплеты с золотым и серебряным тиснением, женские украшения и инкрустированное холодное оружие хорошо продаются за рубежом (особенно в США и Канаде). Вывозят: фосфориты и руды цветных металлов (1/3 экспорта), химикаты (фосфорная кислота и удобрения), текстиль и кожаные изделия, рыбу и морепродукты, вино, табак, пробку, ранние овощи и фрукты (цитрусы, финики, инжир); ввозят: нефть, промышленное оборудование, лес, зерно, сахар. Крупнейшие морские порты: Касабланка, Мухаммедия (нефть и нефтепродукты), Джорф Ласфар (фосфориты), Сафи (рыба и фосфориты), Кенитра (импорт зерна) и Танжер (зона свободная от таможенных сборов); есть десять международных аэропортов.

Важный источник валюты – туризм, чему способствует множество архитектурных памятников, созданных под влиянием римской, арабской, испано-мавританской, турецкой и французской культуры. Средневековые города, состоящие из медины (араб. «город») и касбы («крепость») с прямоугольными башнями и мощными воротами («баб»), внутри которых узкие извилистые улочки с побеленными домами, фонтаны во внутренних двориках, шум и сутолока базара открывают туристам окно в другой мир.

Статистические показатели Марокко
(по состоянию на 2012 год)

ПоказательЗначение
Территория, тыс. кв. км446.6
Население, млн. человек32.3
Размер номинального ВВП, млрд. долларов США97.2
Инфляция, %1.4
Уровень безработицы, %8.8

Посмотреть всю статистику Марокко...

Приезжих привлекают также культовые сооружения, богато декорированные резьбой и мозаикой; зона берберской архитектуры на юге страны, протянувшаяся от долины р. Сус до оазиса Тафилалет, и даже новые кварталы, созданные в периоды испанского и французского господства с комфортными жилыми домами, отелями и благоустроенными пляжами; ежегодные фестивали фольклёра народов Марокко; морские курорты на побережье.

История экономического развития Марокко

Историю экономического развития Марокко можно разделить на ряд этапов. Начало первого относится к 1840-1875 гг., когда Марокко открыло двери европейской торговле. Затем последовал период политики протекционизма и внутренних экономических реформ конца 19 в., предпринятых по инициативе Мулай Хасана I (1873-1894). Провал реформ и политика европейских держав в отношении Марокко ускорили долговой кризис (1904-1912), который привел страну к установлению над ней экономического попечительства в рамках французского протектората, а также к разделу территории Марокко между Францией и Испанией и установлению международного управления Танжером (1912-1956).

После обретения независимости (1956-1965) Марокко унаследовало экономику протектората, в основе которой лежал экспорт первичного сырья, цитрусовых и фосфоритов. Такая экономика не могла уберечь страну от валютного кризиса, частично вызванного резким повышением цен на мировом рынке сахара. Кризис побудил правительство установить более строгий контроль в сфере торговли и валютных операций и усилить государственный контроль над принадлежавшими французам сельскохозяйственными землями и экспортом овощей и фруктов с этих земель (1965-1973). В 1973-1978 Хасан II усилил внимание к проблемам индустриализации страны и развитию как государственных, так и частных предприятий, предназначенных для производства ранее импортируемых товаров. После двадцати лет кредитного контроля, лицензирования торговых операций и попыток развивать государственную экономику правительство было вынуждено сократить масштабы развития государственного промышленного и агропромышленного сектора и взять на вооружение экономические методы, способные стабилизировать макроэкономический дефицит. На протяжении 1979-1985, пользуясь благожелательным отношением со стороны Международного валютного фонда и Мирового банка, Марокко предприняло первые шаги по уменьшению внешней задолженности. После 1986 королевство осуществило либерализацию экономики, приватизировало государственную промышленность и создало в Касабланке фондовый рынок.

Колонизация и французский протекторат (1912-1956). Несмотря на то, что французское колониальное присутствие было относительно недолгим (44 года), оно способствовало развитию широкомасштабного товарного сельского хозяйства, сельскохозяйственного орошения, усилению экономической значимости Касабланки, крупномасштабному развитию добычи фосфоритов и преобладанию связей с Францией во внешнеторговом балансе.

Сельскохозяйственная продукция - главным образом фрукты и овощи, а также фосфориты и фосфорная кислота - составляли важную часть марокканского экспорта в 1930-х годах и остаются ключевыми его статьями сегодня. Французский промышленный капитал во главе с Парижским и Нидерландским банком (Париба) и группой Шнейдер пользовался львиной долей экономических возможностей в Марокко.

Независимость и экспорт сырья (1956-1965). После 1961 Марокко вступило в период реализации финансируемых государством проектов развития и сравнительно сильного контроля государства над предпринимательством. При султане Мухаммеде V марокканцы начали брать экономику под свой контроль. Ключевые отрасли - железнодорожный транспорт, импорт чая и сахара - были национализированы вскоре после достижения независимости (монополия на чай и сахар была приватизирована в 1994 году).

Марокко ввело в действий свой первый пятилетний план 1960-1964 гг. с целью реорганизации сельского хозяйства и промышленности для удовлетворения социальных нужд и деколонизации экономики. План потерпел неудачу, и последовавшие инициативы правительства касались развития орошаемого земледелия и сферы торговли. В сфере импорта правительство разработало меры по уменьшению зависимости от ввоза сахара, которые предусматривали субсидирование местного производства сахарной свеклы и тростника на орошаемых площадях. Одновременно государство установило контроль над импортом чая и сахара. В сфере экспорта правительство повергло критике европейский агробизнес и вывоз за границы валютных средств, получаемых от экспорта марокканских овощей и фруктов. Было принято решение создать собственную маркетинговую компанию, которая должна была устанавливать параметры цен как для производителя сельскохозяйственной продукции, так и для посредников. Эта политика сопровождалась массовой передачей сельскохозяйственных земель от французов к частным марокканским производителям.

Установление контроля государства над экономикой и частным сектором стали главными тенденциями в 1973-1978 гг. После двух неудавшихся попыток государственного переворота в 1973 году король и его экономические советники разработали план государственных инвестиций в экономику. Реализации плана способствовал резкий рост поступлений от продажи фосфоритов на мировых рынках. В области сельского хозяйства правительство Марокко ускорило реализацию программы по строительству в сельской местности дамб и созданию ирригационных систем. В области промышленного производства предусматривалась реализация Закона о "марокканизации" от 1973 года, в соответствии с которым всем иностранным предприятиям было предложено передать 51% акций марокканцам.

Финансовое обеспечение плана по государственным инвестициям в экономику столкнулось с двумя препятствиями: все усиливавшейся вовлеченностью Марокко в конфликт в Западной Сахаре и резким падением на мировых рынках в 1975-1976 цен на сырье, включая фосфориты, на фоне роста импортной стоимости пшеницы и нефти. В результате "марокканизации" и политики вмешательства государства в управление экономикой создалась ситуация, когда большая часть собственности оказалась в руках небольшой группы государственных, частных и смешанных холдинговых компаний, включая "Омнимум Норд-Африкен", в которой сконцентрировались финансовые интересы финансовой корпорации ПАРИБА и членов королевской семьи, в частности брата короля Мулай Абдаллаха.

В 1978-1979 гг. королевство Марокко стало сворачивать свою инвестиционную программу. Оккупация бывшей Испанской Сахары обходилась стране в один миллион долларов в день, а военные расходы текущего бюджета достигли уровня 40%. Требовались дополнительные ассигнования для создания и развития инфраструктуры и предоставления субсидий сотням тысяч недавних переселенцев. Жесточайшая засуха вкупе с высокими ценами на мировом рынке пшеницы резко увеличили стоимость импорта этой культуры.

Увеличивался внешний долг страны, а цены на ввозимые товары продолжали расти. Экономические советники короля Хасана II совместно с экспертами Международного валютного фонда (МВФ) занялись поисками стабилизационных мер. В 1979 году МВФ совместно с Марокко разрабатывали программу налоговых реформ и улучшения системы управления в государственном секторе экономики. Однако все эти шаги не принесли желаемого результата, и страна приближалась к банкротству. В 1981 году были урезаны субсидии на основные продукты питания. Такое решение властей вызвало недовольство в стране и побудило три профсоюза провести в Касабланке забастовку, которая в свою очередь привела к массовым протестам и многочисленным столкновениям с силами безопасности.

Несмотря на все попытки правительства ввести новые меры по жесткой экономии и девальвации марокканской денежной единицы, дирхама, Марокко не сумело избежать кризиса. На протяжении 1985 года увеличивался курс американского доллара, возрастали военные расходы на проведение операций в Западной Сахаре. Правительство пошло на сокращение расходов на инвестиции и социальную сферу, а король Хасан II объявил о намерении еще шире открыть двери страны для иностранных инвестиций.

Сельское хозяйство Марокко

В сельском хозяйстве занято 44,6% трудоспособного населения, оно даёт 17,1% ВВП (на 2010 год). Доля продукции сельского хозяйства в экспорте составляет 25%. В сельскохозяйственном производстве страны погодный фактор остаётся решающим фактором, и потому применяется орошение (1,44 млн га). Зерновые, бобовые и сахарная свёкла занимают 80 % обрабатываемых земель. Выращиваются пшеница (3 млн т), томаты (1,2 млн т), картофель (1,4 млн т). Прибрежные воды Марокко богаты рыбой, при этом 75 % вылова составляют сардины.

Начиная с 1960-х годов, была принята программа по строительству водохранилищ и развитию водных ресурсов позволившая обеспечить питьевой водой населения а также сельское хозяйство и другие секторы экономики сохранив при этом водные ресурсы страны.

Между тем, Марокко продолжает оставаться преимущественно аграрной страной. Несмотря на успехи в развитии системы орошения, по-прежнему решающим фактором в сельскохозяйственном производстве Марокко остаются погодные условия. В малопроизводительных хозяйствах практически не используется сельскохозяйственная техника, а полученная продукция потребляется главным образом самими производителями. У подавляющего числа марокканских земледельцев площадь земельного участка не превышает 5 га. Многие из них не владеют собственной землей и вынуждены наниматься сельскохозяйственными рабочими или же становиться издольщиками. На другом полюсе находится современный аграрный сектор с его крупными и современными хозяйствами, производящими товарную продукцию. Площадь лишь 1% сельскохозяйственных предприятий равна или превышает 50 га земли, но они дают 80% экспортной и 25% всей сельскохозяйственной продукции страны.

В период 1969-1982 гг., по мере увеличения потребностей городского населения в хлебобулочных изделиях и молочных продуктах, объем импорта продовольствия увеличился в 8 раз. За тот же период экспорт сельскохозяйственных культур, прежде всего цитрусовых, помидоров и ранних овощей, вырос вдвое. Несмотря на то, что в 1981-1992 общий объем сельскохозяйственного производства удвоился, его доля в ВВП неуклонно уменьшалась. Неблагоприятные погодные условия в 1991-1993 пагубно отразились на урожайности зерновых культур; худшие показатели наблюдались в 1980-1988 гг., когда в Марокко свирепствовала засуха. Четыре пятых посевных площадей занимают пшеница, ячмень, бобовые и сахарная свекла. Лишь в 1980-х годах агропромышленный сектор обратился к широкомасштабному производству куриного мяса и яиц. Интенсивный характер приобрело скотоводство.

Рыболовство. Прибрежные воды Марокко богаты рыбными ресурсами. Страна занимает ведущее место в Африке по вылову сардин, осьминогов и тунца. Крупнейшими рыболовными портами являются Агадир, Тантан и Сафи. Три четверти улова составляют сардины, которые консервируют и отправляют на экспорт. После того как с середины 1980-х годов правительство стало предоставлять значительные субсидии на развитие отрасли, национальное рыболовство вышло на новые рубежи. В 1992 улов в прибрежных водах составил 421 тыс. т, а в открытом море – 125 тыс. т.

Лесное хозяйство. На протяжении 20 в. Марокко лишилось 70% лесов. Если в 1914 страна располагала 14 млн. га лесных угодий, то ныне их площадь сократилась до 4 млн. га. Леса покрывают ок. 9% поверхности королевства. В Марокко ежегодно уничтожается 30 тыс. га лесов и, хотя на площади 45 тыс. га осуществляются новые лесопосадки, принимается лишь 40–50% саженцев.

В 1990 году производство древесины составило 2,1 млн. куб. м. Дуб и атлантический кедр, древесина которых используется в декоративных целях и для различных поделок, произрастают в товарных лесах района Среднего Атласа и гор Риф, лесные массивы пробкового дуба в районе Гарба дают товарную пробку, остальная древесина идет на изготовление древесного угля, который широко используется населением Среднего Атласа и гор Риф для приготовления пищи.

Промышленность Марокко

В промышленности занято 19,8% трудоспособного населения, она даёт 31,6% ВВП (на 2010 год). Большая часть многоотраслевого промышленного сектора Марокко была создана в 1950-е годы. Покупательная способность населения невысока, и марокканская промышленность ориентируется главным образом на выпуск экспортной продукции (преимущественно текстиля и кожаных изделий) в страны Европейского Союза. Основная промышленная база страны сосредоточена в прибрежном районе Касабланка – Кенитра.

Добывающая промышленность. Доля горнодобывающей промышленности в ВВП составляет 3%. Главное полезное ископаемое Марокко — фосфориты, по производству которых страна занимает 3 место в мире и 1 место по их экспорту. В промышленном масштабе добываются свинец, марганец, медь, кобальт, цинк, барит. Имеются запасы железной руды. В 1963 году из-за спорного месторождения железной руды на границе с Алжиром произошёл пограничный конфликт. В районе Джерада ведётся добыча каменного угля.

Обрабатывающая промышленность. Доля обрабатывающей промышленности составляет 19% ВВП. В Касабланке производится сборка автомобилей. Действуют предприятия пищевой промышленности по консервированию рыбы и мяса, мукомольные заводы. Текстильная промышленность ориентирована главным образом на экспорт (в основном в страны ЕС). В Мохаммедии и Сиди-Касеме работают нефтеперерабатывающие заводы.

Обрабатывающая индустрия размещена основным образом в больших городках Атлантического побережья, в старых центрах (Фес, Мекнес, Марракеш) а также на северо-востоке страны (Уджда). В прибрежной полосе Касабланка — Кенира протяжением 150 клм располагаться 2/3 всех компаний обрабатывающей промышленности.

C недавнего времени Марокко укрепляет конкурентоспособность текстильной промышленности. В прошлом году трана создала три новых текстильных направления: джинсовая ткань, нижнее белье и поплиновая ткань, укрепляя таким обрахом конкурентоспособность отечественной текстильной промышленности. Марокко пытается привлечь ведущие мировые текстильные компании и поддерживает их вхождение на свой рынок. В Марокко обеспечены подходящие рыночные условия, так как зарплата марокканской рабочей силы относится к китайской как 1:2.

Марокко придерживается политики привлечения иностранных инвестиций в текстильную отрасль. Благодаря этому удалось привлечь три крупных международных текстильных компании, которые инвестировали 300 млн. долл. США и обеспечили 2500 рабочих мест. В Марокко на сегодняшний день также выделяется пищевкусовая (консервирование фруктов и овощей, мясохладобойная, мукомольная, маслобойная), химическая (завод пластмасс), текстильная, швейная, деревообрабатывающая промышленность. Широко распостранено также производство сувенирной продукции, например, изделий из сафьяна, ковры, выделка кож.

Туризм в Марокко

Туризм — очень важная статья доходов Марокко, а также главная сфера занятости для марокканцев. Доходы от туризма в 2007 году составили $7,55 млрд. В 2008 году 8 млн туристов посетили королевство. Согласно амбициозной программе марокканского правительства в 2010 году страну должны посетить уже 10 млн туристов, а доходы от этой отрасли составят около 20% ВВП. Согласно этой прогрмме будет создано 600 000 новых рабочих мест. Главным центром притяжения туристов является Марракеш.

Транспорт в Марокко

Марокко обладает развитой сетью автодорог, одной из лучших в Африке. Общая протяжённость автодорог на 1973 год составляла свыше 51 тыс. км, из них 21 тыс. — автодороги с твёрдым покрытием. Через Марокко проходят дороги входящие в транс-африканскую сеть автомобильных дорог (англ. Trans-African Highway network). Также на территории Марокко существует сеть скоростных автодорог. Наиболее протяжённые из них: Рабат — Танжер (англ. Rabat-Tangier expressway; 223 км), Рабат — Фес (англ. Rabat-Fes expressway; 207 км), Касабланка — Маракеш (англ. Casablanca-Marrakesh expressway; 219 км), Сеттат — Танжер (600 км), Касабланка — Мекнес (300 км).

Железнодорожный транспорт в Марокко управляется национальным оператором ONCF (фр. Office National des Chemins de Fer du Maroc). Компания ONCF была создана в 1963 году. Из общей протяжённости железнодорожных линий 2120 км в 2009 году 1003 км были электрифицированы на постоянном токе (3 кВ). Ширина колеи 1435 мм. В локомотивном парке тепловозы и электровозы. В железнодорожном пути используются металлические шпалы, масса одного погонного метра рельс в пути 46 кг.

Высокоскоростные линии железной дорогиДо 2015 года планируется построить высокоскоростную железнодорожную линию Касабланка — Рабат — Танжер, затем будут построены линии протяжённостью 1500 км: от Касабланки до Марракеша и Агадира на юге страны, и из Касабланки на Атлантическом побережье v города Уджда на алжирской границе. Строительство высокоскоростных линий может быть полностью закончено в 2030 году, стоимость строительства оценивается в $3.37 млрд.

В Марокко 27 аэропортов имеющих взлётно-посадочные полосы с твёрдым покрытием. Из них два аэропорта имеют ВПП длиной свыше 3047 метров (3720 м — Международный аэропорт имени Мохамеда V, Касабланка и 3100 м — Марракеш), 6 аэропортов имеют ВПП длиной от 2438 до 3047 м (Ангадс), у 7 аэропортов ВПП от 1524 до 2437 метров, два аэропорта имеют ВПП менее 914 метров. Кроме того существуют 33 аэропорта с грунтовыми ВПП. Четыре аэропорта имеют статус международных.

Авиакомпаний действующих в Марокко несколько: Royal Air Maroc (англ. Royal Air Maroc) базирующаяся в аэропорту имени Мохамеда V, Голубой Атлас (англ. Atlas Blue) базирующаяся в аэропорту Марракеш (англ. Marrakech-Menara Airport), Low-cost авиакомпания Региональные авиалинии (англ. Regional Air Lines) базирующаяся в аэропорту имени Мохамеда V и выполняющая регулярные рейсы в Испанию и Португалию. Также присутствуют на рынке авиаперевозок авиакомпании имеющие небольшой пар воздушных судов Mondair (англ. Mondair) и Casa air service (англ. Casa air service).

Марокко связано с Испанией паромными линиями Танжер — Альхесирас и Надор — Альмерия. Существуют также линии из Танжера в Барселону, Сет и Геную. Всего 35 судов с водоизмещением более 1000 тонн.

Внешняя торговля Марокко

В 2010 году на страны Европейского Союза пришлось более 50% марокканского экспорта и импорта. Поставки нефти из арабских государств, прежде всего Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов и Кувейта, также составили значительную часть всего импорта страны.

Несмотря на то обстоятельство, что в последние десятилетия экспорт Марокко значительно возрос как по стоимости, так и по объему, страна продолжает страдать от хронического дефицита торгового баланса. В период 1987-2010 гг. сумма марокканского экспорта выросла примерно в 6 раз и увеличилась в стоимостном выражении с 2,7 до 14,5 млрд. долл. США, сумма импорта возросла с 3,8 до 34,2 млрд. долл. Неблагополучное состояние внешней торговли Марокко можно объяснить высокой стоимостью импортируемой нефти, зависимостью страны в получении твердой валюты от туризма, экспорта продовольствия и фосфоритов. Объемы экспорта продовольствия находятся в прямой зависимости от погодных условий, мировые цены на фосфориты уже долгое время не поднимались, а что касается посещения Марокко туристами, то их численность напрямую зависит от состояния экономики европейских стран и таких международных событий, как, например, революции и конфликты в странах Северной Африки.

В 2010 году объем экспорта Марокко составил $14,49 млрд. Основные статьи экспорта: одежда, рыба, фосфориты. Партнёры по экспорту: Испания 22.02%, Франция 20.22%, Индия 4.91%, Италия 4%. Объем импорта Марокко составил $34,19 млрд. Статьи импорта: нефть, телекоммуникационное оборудование, пшеница, газ и электричество Партнёры по импорту: Франция 16.95%, Испания 14.72%, Китай 7.1%, Италия 6.76%, Германия 6.28%, США 5.66%, Саудовская Аравия 5.11%

ациональная валюта Марокко

Денежная единица Марокко, дирхам, выпускается центральным банком страны, Банк аль-Магриб, который был основан в 1959 году. Первая эмиссия дирхама, привязанного к курсу французского франка, произошла в 1960 году. С 1985 года поддерживается плавающий курс дирхама по отношению к твердым валютам. В июле 2011 года за 1 доллар США давали примерно 7,8-7,9 марокканских дирхама.

Источник - http://ru.wikipedia.org/
http://www.diclib.com/

Другие статьи

НОВОСТИ СТРАН МИРА