Gecont.ru
география, экономика,
достопримечательности стран мира
  НОВОСТИ   СТАТЬИ   СТАТИСТИКА   ФОТОГРАФИИ   КАТАЛОГ   О САЙТЕ   КОНТАКТЫ  
 
ГЕОГРАФИЯ
ЭКОНОМИКА
ДОСТОПРИМЕЧА-
ТЕЛЬНОСТИ
ИНТЕРЕСНЫЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Все статьи: Статьи по экономике:

Экономика и промышленность Словении. Экономическое положение Словении

На протяжении всей истории Югославии по уровню экономического развития Словения сохраняла ведущее положение: в 1991– 21,3% ВВП СФРЮ. Благодаря традиционным связям с Западом и осторожной экономической политике, Словения сохранила более высокий уровень ВВП на душу населения, чем в других странах Центральной и Восточной Европы. Существует высокая степень координации между правительством, бизнесом и политикой Центробанка. В 2002–2003 ускорилось проведение приватизации, бюджетный дефицит сократился с 3% ВВП в 2202 до 1,9% в 2003. Словения имеет самую низкую среди европейских стран ставку налогообложения (25%). Начиная с 1996 в экономику страны вкладываются крупные иностранные инвестиции. Большая часть иностранного капитала принадлежит Австрии, затем следуют Франция, Германия, Италия, Великобритания, США и Нидерланды.
Ведется добыча полиметаллических руд, бокситов, сурьмы, ртути, развита энергетика. В 1999 было произведено 13,7 млрд. кВтЧ электроэнергии. Доля основных энергетических источников в структуре энергетического баланса: на ТЭС произведено 35,2% энергии, ГЭС – 27,3%, АЭС – 36,8%. Внутреннее потребление электроэнергии в 2001 оценивалось в 13,8 млрд. кВтЧ. В том же году было экспортировано 3 млрд. кВтЧ электроэнергии, импортировано 4,1 млрд. кВтЧ. В стране наиболее развиты черная и цветная металлургия, электронная (в том числе военного назначения), электротехническая, деревообрабатывающая, химическая, резиновая, судостроение, автомобилестроение (выпускаются грузовики, автобусы, автомобили), станкостроение, бумажная, кожевенно-обувная, текстильная, пищевая и табачная промышленность. В целом рост промышленного производства в 2002 оценивался в 2,4%.
Словения отличается высокопродуктивным сельским хозяйством, включающим мясомолочное животноводство (разведение крупного рогатого скота и овец), производство зерновых культур (пшеницы, кукурузы), садоводство и виноградарство. Выращивают также картофель, хмель, сахарная свекла. Развито бройлерное птицеводство.
Разнообразные ландшафты и благоприятная экология привлекают в страну миллионы иностранных туристов. Словения лежит на пересечении путей, связывающих Западную Европу с Восточной и Южной Европой, и имеет развитую систему автомобильных дорог с твердым покрытием протяженностью 20 177 км., в том числе 427 км. скоростных магистралей. Протяженность железных дорог 1201 км., из них 499 км. электрифицированы. В стране действуют 16 аэропортов (из них 6 – с твердым покрытием полос), включая международный аэропорт в Любляне. Важные морские порты имеются в Изоле, Копере и Пиране. Через территорию Словении проходят нефтепровод протяженностью 290 км. и газопровод протяженностью 305 км.
В Словении используются 722 тыс. телефонных линий, имеется не менее 1 млн. мобильных телефонов. В 2001 Интернетом пользовались 600 тыс. человек.
Национальная валюта Словении — евро (ранее — толар). Словения стала первой из стран, присоединившихся к ЕС в 2004 году, которая запустила в обращение единую европейскую валюту. Средняя брутто зарплата в Словении за сентябрь 2007 года составила 1260 евро, средняя нетто зарплата (после уплаты налогов и страховых взносов) — 820 евро. Минимальная зарплата в 2007 году составляла 522 евро.
В июне 2005 года правительство Республики Словении приняло Стратегию Развития Словении, которая включает в себя:
  1. Превышение среднего уровня экономического развития ЕС, а также увеличение занятости в соответствии с целями Лиссабонской стратегии в ближайшие десять лет;
  2. Улучшение качества жизни и благосостояния каждого человека, измеряемое с помощью показателей человеческого развития, здравоохранения, социальных рисков и социальной сплоченности;
  3. Обеспечение принципа устойчивости как основного критерия качества во всех областях развития, включая цель устойчивого роста численности населения;
  4. Разработка образа страны в мире через развитие ее характерного узора, культурной самобытности и активного участия в международных процессах.
Крупная нефтяная компания Petrol является полностью государственной, и в соответствии со специальным решением правительства, не может быть приватизирована. В энергетике Словении существует одна атомная электростанция — АЭС «Кршко». Уровень безработицы 7 %, валовый продукт на 1 жителя 27000 долларов США, в стране всего 950 000 работающих. В 2009 году мировой экономический спад привел к снижению экспорта и промышленного производства - более, чем на 6%, а уровень безработицы превысил 9%.

Статистические показатели Словении
(по состоянию на 2012 год)

ПоказательЗначение
Территория, тыс. кв. км20.3
Население, млн. человек2.0
Размер номинального ВВП, млрд. долларов США45.4
Инфляция, %2.6
Уровень безработицы, %11.9

Посмотреть всю статистику Словении...

Банк Словении является центральным эмиссионным и контрольным органом. Существует Объединение банков, в которое входит около 30 коммерческих банков Словении.

Промышленность Словении

Промышленность Словении по структуре и уровню в большей мере походила на промышленность стран Западной Европы, чем на промышленность остальной Югославии. Еще в составе бывшей Югославии Словения была наиболее развитой в промышленном отношении республикой. Этому способствовало немало причин, среди которых важнейшими я бы назвал развитую инфраструктуру, предприимчивость и трудолюбие, высокую профессиональную квалификацию словенских трудящихся, близость в территориальном отношении к таким развитым странам как Австрия и Италия и тесные связи с ними, удобное расположение в Центре Европы. Кстати хотелось бы отметить и доброжелательное отношение словенцев к России и русским, во многом обусловленное общностью наших культур, а также готовность к сотрудничеству с российскими предприятиями и предпринимателями. Словении есть, что предложить нашим потребителям. Еще советским людям были хорошо знакомы холодильники и прочая электробытовая техника фирмы Gorenje и автомобильная электроаппаратура фирмы Iskra Avtoelektrika. Эти и многие другие предприятия сохранили и упрочили свое ведущее положение в Словении и на всей территории бывшей Югославии, значительно расширив при этом ассортимент выпускаемой продукции.
Хотя товарооборот между Словенией и Россией, начиная с 1999 г. постоянно растет и в 2004 г. достиг почти 1 млрд долл., он все равно мал, учитывая возможности Словении и России. Основные статьи словенского экспорта в области металлообработки - автомобильное электрооборудование, телефонная техника, бытовые электроприборы, прокатные станы и валки. Россия экспортирует в Словению исключительно сырье, иногда подвергшееся первичной обработке. Это масла, углеводороды, никель и алюминий, парафины и т.п. Словом, резервы есть, и немалые.
Металлообрабатывающая промышленность подразделяется в Словении на три основных направления: собственно металлообработка, машиностроение, производство и сборка автомобильных компонентов. Вместе с электротехникой она принадлежит к ключевым и наиболее экспортно-ориентированным отраслям словенской промышленности. Ежегодный объем производства в этих отраслях металлообработки достигает почти 4 млрд евро, из которых продукция стоимостью примерно 2,5 млрд евро идет на экспорт. В металлообработке действует порядка 1700 фирм, насчитывающих примерно 46000 занятых, откуда следует, что большая часть этих фирм являются мелкими. Очень крупных компаний насчитывается немного и все они сертифицированы по стандартам ISO 9000 или ISO 14000.
Объем продукции электротехники и электроники составляет 3 млрд евро и треть ее идет на экспорт. Ввиду большей специализации этих отраслей в них работают более крупные фирмы, которых насчитывается примерно 800 с 38000 занятых, т.е. в среднем на электротехнической или электронной фирме работает немногим менее 50 человек, что при современной специализации совсем не так мало, тем более, что фирмы, как правило, объединяются в ассоциации, так называемые кластеры.
Невысокие налоги и налоговые скидки, существующие в Словении для иностранных инвесторов, делают выгодными крупные и долговременные инвестиции в различные отрасли ее промышленности. Крупнейшим инвестором является ближайший сосед Словении – Австрия, на которую приходится почти половина инвестиций (48%). Значительно отстают от нее другие страны ЕС: Франция (12%), Германия (11%) и Италия (6%). Кроме того, здесь разместили свои предприятия многие транснациональные компании, среди которых Bosch, Siemens, Danfoss, IBM, Microsoft, Renault и другие. В свою очередь крупные словенские фирмы, расширяясь, покупают предприятия в республиках бывшей Югославии. Одной из важных причин, наряду со стабильной политической ситуацией, привлекающих инвесторов, являются практическое отсутствие забастовок и сравнительно невысокая зарплата. Так, для инженера она составляет 800 - 1000 евро в месяц, для квалифицированного рабочего - 560-760 евро и для неквалифицированного - 440 - 540 евро. Средняя часовая оплата рабочих в промышленности достигает 4,79 евро.
Квалифицированная рабочая сила, большое число расположенных недалеко друг от друга небольших предприятий, которые можно использовать в качестве субподрядчиков, а также хорошие инвестиционные условия, созданные в различных отраслях промышленности, все это способствовало появлению в Словении множества зарубежных фирм, продукция которых составляет немалую часть от словенского ВВП. Наиболее активно эти фирмы действуют в производстве автомобилей, автокомпонентов и электрооборудования. При этом немалое внимание уделяется автоматизации производства, в том числе с помощью роботов, используемых, например для сварки автомобильных деталей.
Гибкие производственные ячейки из таких роботов выпускает в г. Рибница образованная в 1990 г. фирма Motoman robotic d.o.o. Motoman – торговое название роботов, производимых японской фирмой Yaskawa. При грузоподъемности от 3 до 500 кг повторяемость этих роботов находится в диапазоне от ±0,03 мм (при грузоподъемности до 6 кг) до ±0,5 мм (при грузоподъемности 500 кг), а максимальная рабочая зона составляет соответственно от 701 до 2542 мм. В зависимости от назначения грузоподъемности и собственной массы роботы имеют напольное, настенное, потолочное и консольное расположение. Их масса колеблется в довольно широких пределах: у робота грузоподъемностью 3 кг она составляет 45 - 49 кг и его вполне можно установить на стену, перекрытие или потолок (такое расположение допускается для роботов грузоподъемностью до 50 кг и массой до 550 кг). Начиная с грузоподъемности 165 кг масса роботов резко возрастает и при грузоподъемности до 500 кг достигает 2300 кг. Такие роботы могут иметь только напольное или консольное исполнение. На рис. слева представлен сварочный робот, выпускаемый фирмой Motoman Robotec.
Выбор г. Рибница в качестве места расположения фирмы Motoman Robotec, занятой выпуском роботов, обусловлен тем, что раньше здесь в бывшей Югославии находился завод фирмы Rika, производивший прессы, преимущественно для СССР. Сохранилась инфраструктура этого завода, остались специалисты, но дополнительно в радиусе 30 - 40 км появилось множество небольших производственных фирм, ставших субподрядчиками фирмы Motoman Robotec. В 1996 г. здесь была образована новая фирма Ristro, задача которой является разработка роботизированных модулей и комплексов по требованиям заказчиков. Их изготовление и сборка производятся у заказчика. Каждый комплекс содержит до четырех роботов одинаковой или различной грузоподъемности. Около 60% этих комплексов используется в автомобильной промышленности, преимущественно для сварки и сборки. Возможны запуск в производстве одновременно до 10 комплектов. Высокий уровень обеих фирм подтвержден наличием у них с 1999 г. сертификата по стандарту ISO 9001. На рис. справа показан роботизированный комплекс, поставленный компанией Ristro на фирму BMW.
Единственный в Словении станкостроительный завод Unior, отделение «Специальные станки», расположенный в г. Зрече, выпускает специальные станки в очень широком диапазоне. В 1919 г. там было создано кузнечно-прессовое производство, с 1974 г. появились установки для спекания металлов, а с 1978 г. начали производить станки. В настоящее время выпуском станков занято 180 человек из 440, работающих на фирме. 96 % станков экспортируется, преимущественно в Германию, поскольку кроме традиционно высокого качества у них вполне конкурентоспособная цена. Продукция завода – это станки с поворотным столом, для глубокого сверления и обточки фланцев, в том числе снабжаемые по заказу роботами. Они имеют агрегатно-модульную конструкцию, оснащены системами ЧПУ и настраиваются под решение конкретных задач заказчиков, которые сами выбирают модели и характеристики роботов, систем ЧПУ (чаще всего фирмы Siemens), а также поставщиков режущих инструментов. В числе этих заказчиков крупные, в основном немецкие, автомобильные фирмы (Volkswagen, BMW, DaimlerChrysler, Skoda). Российские фирмы пока не оценили так, как германские, большие возможности, которыми обладает фирма Unior по выпуску гибкого, быстропереналаживаемого и недорогого станочного оборудования.
Значительную часть базовых деталей для своих станков на фирме изготавливают самостоятельно, однако немалая доля приходится на субподрядчиков, главным образом словенских, предприятия которых расположены недалеко от завода. Субподрядчики поставляют также большинство приспособлений к станкам. Обработка особо точных деталей производится в климатизированном корпусе, где установлено несколько прецизионных станков, один из которых обрабатывающий центр Dixi 80CNC швейцарской фирмы Dixi.
Обращает на себя внимание современная система контроля качества как отдельных деталей, так и узлов, которые не могут быть установлены на станок без тщательного входного контроля. Это же относится и к приспособлениям, поставляемым внешними фирмами. Практически все изготавливаемые на фирме Unior станки принимаются заказчиками с первого раза. Итогом такой стабильности и доверия заказчиков к фирме стало соглашение, которое готовится с концерном Daimler Сhrysler об учреждении совместной фирмы по изготовлению в Словении некоторых деталей для автомобилей DaimlerChrysler. В состав ее руководства войдет и представитель фирмы Unior.
Наибольшим спросом у германских заказчиков пользуются станки фирмы Unior для глубокого сверления, особенно такие, которые кроме глубокого сверления выполняют другие операции механообработки. К таким станкам относится четырехкоординатный центр глубокого сверления мод. КТВМ 4015, на котором кроме сверления (пушечного или по системе ВТА) в цилиндрических и корпусных деталях отверстий диаметром 4 - 40 мм на глубину до 1200 (1400) мм можно выполнять также фрезерование концевыми фрезами. Он оснащен устройством ЧПУ (по выбору фирм Indramat или Siemens) и выполнен со сварной станиной, в которой находится вращающийся лоток для масла, и литым подвижно-поворотным столом со скоростью поворота 10 град/мин и Т-образными пазами. Шпиндельные узлы станка представляют собой блоки, снабженные консистентной смазкой. Их специально разработанные на базе электродвигателей переменного тока приводы имеют бесступенчатое регулирование и не требуют технического обслуживания в течение всего срока службы. Подача рабочих узлов осуществляется от бесступенчато регулируемых сервоприводов через шлифованные шариковинтовые передачи. Обработка ведется на спутниках размерами 1200 х 1200 мм и грузоподъемностью 5 т. Перемещения по осям Х, Y и W составляют соответственно 1400, 1000 и 600 мм.
Одним из последних достижений фирмы Unior является четырехкоординатный гибкий производственный модуль FPZ-250 (рис. слева, фото автора), оснащенный тремя шестипозиционными инструментальными блоками с устройствами смены инструмента. Два блока предназначены для горизонтальной обработки, один – для вертикальной. Обработка заготовок (размерами 250 х 350 мм), устанавливаемых только в одном шпинделе, ведется путем их передачи от инструмента к инструменту блока в соответствии с управляющей программой. В процессе обработки одним инструментальным блоком происходит смена инструментов и их подготовка к дальнейшим операциям в двух других. В этих блоках предусмотрена система контроля износа и поломок инструментов. Другими словами, обработка заготовок в шпинделе, имеющем ось С и привод мощностью 75 кВт, происходит непрерывно, т.е. без перерыва на смену инструмента, причем при необходимости с пяти сторон, и не только с использованием СОЖ, в том числе минимальным, но и всухую. Загрузка и разгрузка заготовок и готовых деталей может происходить вручную или роботом, а при включении модуля в состав гибкой автоматической линии, в том числе с выполнением в этой линии снятия заусенцев, промывки и т.д., посредством конвейера.
Одним из крупнейших предприятий Словении всегда была компания Iskra Avtoelektrika, которая еще в бывшей Югославии в соответствии с названием выпускала различное электрооборудование для автомобилей. Однако с ростом объема выпуска и расширением ассортимента продукции возникла потребность в оборудовании для собственного производства, в результате чего в качестве дочерней компании группы Iskra Avtoelektrica была образована фирма Iskra Asing, оборот которой в 2003 г. достиг свыше 3 млн евро, что составляет примерно 44000 евро на одного занятого. На фото внизу представлена сборочная линия фар автомобиля Opel Astra на фирме Iskra Asing.
Теперь она выпускает сборочные линии и системы для роторов и статоров электродвигателей, автомобильных фар, а также контрольно-испытательные стенды для этого оборудования. Кроме фирмы Iskra Asing в состав группы Iskra Avtoelektrika входят еще 7 дочерних производственных компаний, одна из которых находится в Белоруссии (Гродно) и выпускает компоненты для автомобильного электрооборудования. В числе заказчиков фирмы Iskra Asing не только словенские фирмы (Cimos, Rekoz, Gorenje, Saturnus и другие), но и крупнейшие европейские и японские (Renault, DaimlerChrysler, Toyota, BMW, Opel и т.п.). Они ценят в продукции фирмы высокую надежность и идеальное соотношение цена/качество.
Достаточно тесные связи у фирмы Iskra Asing с российскими производителями, которым в основном поставляются сборочные линии, контрольно-измерительное и тестовое оборудование. В числе крупнейших партнеров Автоваз и его субподрядчики, например завод в поселке Тарасово под Самарой, где установлены контрольно-измерительные и сборочные линии для стартеров, завод «Прамо» в Москве, где работают сборочные линии для генераторов переменного тока ЗАО «Автокомпонент», укомплектованное сборочными линиями и контрольно-измерительным оборудованием для поворотных фар и ряд других предприятий. Потребность в продукции группы Iskra Avtoelektrika и, в частности фирмы Iskra Asing в России настолько велика, что в ближайшее время здесь планируется создать дочернюю фирму по производству автомобильного электрооборудования.
Один из секретов успеха фирмы – это постоянный поиск новых технических решений. Из 40 человек, работающих на фирме, 16 занято разработкой сборочных линий. Для этого используются как современные системы трехмерного проектирования (ProЕngineer) механических и электрических узлов, так и новейшие системы программирования (Simatik M, Vese CAD).
Кроме того, на всех этапах разработки технологического процесса и реализации проекта непосредственно на заводе происходит постоянный диалог между заказчиками и специалистами фирмы. В процессе такого диалога реализуется обмен идеями и техническими решениями, что позволяет совершенствовать не только сам процесс сборки фар, якорей, генераторов и т.д., но нередко и их конструкцию.

Постоянный отбор поставщиков комплектующих позволяет держать на высоком уровне качество продукции фирмы, всегда соответствующее нормам СЕ. В числе ее поставщиков такие известные компании как Festo, SMC, Siemens, Indramat, Mannesmann, Bosch, SkF. Осуществленная как следствие отлаженной системы контроля качества сертификация производства по стандартам ISO 9001 : 2000 и ISO 14001 является логическим завершением характеристики фирмы.
Автомобильная промышленность и в особенности производство автокомпонентов наиболее развитая в Словении отрасль металлообработки, где работает около 16500 человек. На них приходится почти 20 % экспорта продукции металлообработки и почти 15 % всего словенского экспорта. Однако общеизвестно, что в условиях глобализации рынка успехом у покупателей пользуются лишь наиболее технические совершенные и дешевые товары. Это вынуждает производителей любой страны в целях разработки и продажи именно таких товаров тем или иным образом объединять свои усилия и ресурсы.
Удачным примером такого объединения в словенской автомобильной промышленности и в производстве автокомпонентов является создание в 2001 г. Словенской ассоциации производителей автокомпонентов (годовой оборот этого сектора экономики превышает 1 млрд евро, а 80% продукции экспортируется). К настоящему времени число членов ассоциации увеличилось до 50 и продолжает расти. В ее составе 43 больших, средних и малых предприятия – производители и экспортеры автокомпонентов, инструментов и машин, в большинстве случаев находящиеся в словенской собственности, а также 7 институтов технологии машиностроения , электротехники и естественных наук из Любляны и Марибора, НИИ из Целя и Копера. В период создания ассоциации и некоторое время после этого государство оплачивало 40 % ее расходов, теперь ассоциация существует и развивается на собственные средства. Ассоциация способствует развитию эффективных связей и кооперации между ее членами в области создания совместных проектов, исследований и разработок новых изделий и технологий, контроля качества с поставщиками машин, инструментов. проектными и транспортными организациями, снабжая своих членов новейшей деловой и технической информацией, обеспечивая при этом обмен этой информацией между ними и представляя их интересы за рубежом. Следует отметить, что в Европе насчитывается 11 таких объединений.
Ассоциация имеет довольно тесные связи как со своим российским аналогом НАПАК, так и с отдельными российскими производителями и исследовательскими центрами. Эти связи развиваются в направлении организации совместного производства автокомпонентов для установки на автомобилях, производимых в России, а также экспорта на рынки третьих стран, участия в специализированных выставках, конференциях и семинарах как в России и Словении, так и на территории третьих стран, а также реализации совместных научно-технических проектов, позволяющих в полной мере использовать потенциальные возможности российских и словенских специалистов. Хотя словенские автокомпоненты охотно приобретают такие европейские производители как VW, Audi, BMW, PSA, Ford, а также системные поставщики Bosch, Valeo, Brose, Faurecia, в условиях глобализации рынка их технический уровень должен постоянно повышаться, соответствуя постоянно возрастающим требованиям потребителей к конструкциям и возможностям автомобилей, а цена если и не сохраняться на прежнем уровне или даже немного снижаться, то повышаться очень низкими темпами.
В 2003 и 2004 гг. в рамках ассоциации было намечено осуществление 19 совместных научно-технических проектов, из них пять осуществлялось с европейскими партнерами. Каждый проект, как правило, планируется под конкретного заказчика и представляет собой не только какой-либо конкретный компонент или его составную часть, но и наиболее востребованные в промышленности технологии, а также бизнес-проекты. При этом над каждым проектом (или проблемой) работает не меньше трех членов ассоциации.
Хотя ассоциация и является добровольным объединением словенских фирм-производителей автокомпонентов с исследовательскими организациями, принадлежность к ней свидетельствует о высоком уровне фирмы и, самое главное, об ее возможностях, в том числе с привлечением большого производственного и научного потенциала, по разработке и изготовлению современных автомобильных компонентов, приемлемых для очень требовательных в этом отношении словенских и зарубежных фирм – германских, французских и прочих, в том числе российских, производителей автомобильной продукции.
Фирма Iskra Mehanizmi была основана в рамках группы Iskra в 1956 г. и специализировалась на выпуске прецизионных механических, электромеханических и электронных компонентов, в том числе для автомобилей. К настоящему времени ассортимент ее продукции значительно расширился и включает уже информационные дисплейные системы (MONOLED и BILED) для автобусов, железнодорожных вагонов и вагонов для метрополитена, самолетов, трамваев, небольшие и миниатюрные синхронные и шаговые электродвигатели (универсальные и специальные) для автомобильных компонентов и аудиовизуальных систем, всевозможные электромеханические счетчики различных величин – времени, импульсов, киловатт-часов и т.п., используемые также в спорте. Увеличилось и число работающих на фирме. В настоящее время оно составляет порядка 500 человек, а оборот в 2004 г. достиг 29,4 млн евро.
В последнее время на основании своего многолетнего опыта в области точной механики, электромеханики и электроники эта фирма стала системным поставщиком прецизионных механических и электромеханических компонентов для грузовых и легковых автомобилей, автобусов и мобильной строительной техники. В числе этих компонентов исполнительные органы для регулирования фар, а также кронштейны и патроны для них, гидравлические переключатели и клапаны, фиксаторы, датчики и мехатронные устройства. Членство в словенской ассоциации производителей автокомпонентов ACS позволяет фирме поддерживать высокий технический уровень своих изделий (а большая их часть поступает на солидные, а потому очень требовательные к качеству и техническому уровню этих изделий зарубежные фирмы), постоянно отслеживать достижения и тенденции, существующие в автомобильной промышленности и в случае необходимости объединять с партнерами по ассоциации усилия по созданию новых изделий или новых технологий, а иногда совершенствованию старых. Существующая на фирме рациональная организация производства, в частности структура сборочных линий и система контроля качества (фирма сертифицирована по стандартам ISO9001, ISO1400 и некоторым другим) позволяют стабильно выпускать высококлассную продукцию, пользующуюся большим спросом во многих странах, не исключая Россию.
Достаточно сказать, что на некоторых линиях Московского метрополитена эксплуатируются вагоны мытищинского завода «Метровагонмаш» с маршрутоуказателями фирмы, Бутовская линия оснащена ими полностью, а системами оповещения пассажиров снабжены многие автобусы (выпускаемые, например фирмой Scania) и троллейбусы в Москве и Санкт-Петербурге. Можно предположить, что высокое качество шаговых двигателей, используемых во многих изделиях офисной и бытовой техники и выпускаемых фирмой Iskra Mehanizmi в большом количестве типоразмеров и исполнений, российские потребители тоже вскоре смогут оценить по достоинству.

Сельское хозяйство Словении

Сельское хозяйство Словении, как в период вхождения в состав югославской федерации, так и после обретения независимости, не играло и не играет большой роли в формировании национального продукта страны. В 2001г. его доля в ВВП составляла менее 4%, а количество занятых – 6% активной рабочей силы.Сложный гористый рельеф (более 70% с/х угодий относится к категории с тяжелыми условиями обработки) затрудняет развитие сельского хозяйства, ограничивает ассортимент возделываемых культур и сказывается на конкурентоспособности словенского сельского хозяйства по сравнению с европейским, делает его низкорентабельным и малопродуктивным.
Словения остается чистым импортером западноевропейской аграрной и животноводческой продукции (покрытие импорта экспортом составляет 45%). Словенские производители пищевой продукции предпринимают усилия, чтобы сохранить свое присутствие в Хорватии, Македонии, БиГ и закрепиться на рынках стран-членов ЕС.
Основной отраслью сельского хозяйства страны является животноводство мясомолочного направления, которое составляет две трети стоимости с/х производства. Важными направлениями являются также свиноводство и птицеводство. В последние годы быстрыми темпами развивается овцеводство.
Объем и структура производства зернового хозяйства страны в основном подчинена нуждам животноводства: 40% обрабатываемых земель занято под выращивание кукурузы. Следующими по значению являются возделывание сахарной свеклы, а также виноградарство и садоводство. Особое место занимает производство хмеля – традиционно экспортной для Словении культуры.
Являясь ассоциированным членом Евросоюза и стремясь вступить в него в числе первых кандидатов, Словения активно включилась в реализацию единой с/х политики Союза.
В 1998г. была принята программа реформирования словенского сельского хозяйства. Данный документ представляет собой национальную программу развития животноводства, растениеводства, лесного хозяйства и рыболовства до 2002г., которая следует целям и стратегии единой с/х политики ЕС.
Перед словенцами стоит задача приведения своего национального законодательства к европейским стандартам, для чего им необходимо принять и ввести в действие 4000 различных нормативных актов, а также провести реорганизацию соответствующих институтов, госуправления, информационных систем, поставить под контроль использование средств в сфере сельского хозяйства.
Несмотря на стремление словенцев к максимальному соответствию требованиям ЕС в области сельского хозяйства, проблема его развития является одним из наиболее остро стоящих вопросов переговорного процесса. Здесь считают, что при обсуждении этой темы с Брюсселем необходимо четко и обоснованно определить словенские приоритеты, чтобы защитить национального производителя.
Объявленные в начале 2002г. предложения ЕС на введение квот на производство части с/х продукции для Любляны во многом оказались неприемлемыми. Предлагаемые европейцами цифры гораздо ниже запланированных самими словенцами показателей.
Словения считает необходимым сохранение 150.000 га для нужд растениеводства, однако предложенная Еврокомиссией цифра составила 94.192 га. Запрошенная словенцами квота на производство сахара – 75.000 т. в год снижена до 48.000. Искусственно заниженная квота на производство этого продукта может привести, по мнению местных экспертов, к закрытию единственной в стране сахарной фабрики в г.Ормож и фактической ликвидации производства и переработки сахарной свеклы.
Сокращение производства грозит также другим отраслям. В частности, на 12-15% должно быть снижено производство молока, в 2-3 раза – поголовье крупного и мелкого рогатого скота.
Буквальное выполнение требований ЕС к сельскому хозяйству Словении может привести к разорению значительного числа фермерских хозяйств, сокращению и без того незначительных объемов производства сельхозпродукции и полной зависимости словенцев от европейского продовольственного рынка.
Словенцы считают, и эту позицию они отстаивают на переговорах с европейцами, что их нынешний объем с/х продукции ни коим образом не повлияет на конъюнктуру европейского рынка. Они особо подчеркивают, что Словения является постоянным импортером продукции сельского хозяйства и животноводства из стран ЕС. В Любляне считают, что в переговорном процессе по сельскому хозяйству между кандидатами и Брюсселем должны учитываться особенности развития этих стран в этой области и их интересы.
Местные фермеры и работники, занятые в сельском хозяйстве, надеются на успешное завершение переговорного процесса, а также на то, что минсельхоз Словении совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами найдут возможность поддержать национального производителя. В противном случае они угрожают проведением забастовок, направленных на противодействие вступлению Словении в ЕС.

Транспорт в Словении

В стране существуют две перпендикулярные друг другу автомагистрали: "Словеника" - от границы с Австрией и Венгрией на северо-востоке до границы с Италией на юго-западе, и "Иллирика" - от границы с Австрией на северо-западе до границы с Хорватией на юго-востоке. Любляна соединена с Кранью (северо-западное направление), Козиной (к морскому побережью), с Загребом (и далее до Инванчны-Горицы). Сеть вспомогательных дорог достаточно хорошо развита, но на многих из них зачастую отсутствуют дорожные указатели.
Словения обладает достаточно развитой сетью железных дорог. Центром сети является столица Любляна. Из Любляны ходят регулярные поезда в большинство районов страны. Лучшим словенским поездом является экспресс InterCity Slovenia (ICS), курсирующий пять раз в день между крупнейшими городами страны Марибором и Любляной. Один рейс в день совершается по маршруту Марибор - Любляна – Копер.
Словения - небольшая страна, большая часть перевозок осуществляется автомобильным и железнодорожным транспортом. Внутренних авиалиний нет. Автобусы в Словении ходят так же часто, как и поезда, и стоят примерно столько же. Любляна обслуживается двумя десятками автобусных линий.

Внешняя торговля Словении

Словенская экономика сориентирована на внешний рынок. Страна имеет либеральный внешнеторговый режим, экспорт и импорт по существу свободны. 2/3 внешней торговли приходится на страны ЕС, из которых 1-е место занимает Германия. Следующими важными внешнеторговыми партнёрами Словении являются Италия, Австрия, Хорватия, Франция. Российская Федерация находится на 7—8-м месте.
В 2002 году продолжилась начавшаяся в предыдущем году тенденция резкого сокращения дефицита внешней торговли товарами. Ежегодно он уменьшался в среднем более чем наполовину и в 2002 был в 4,7 раза меньше, чем в 2000. Положительное сальдо внешней торговли услугами в среднем составляло в 2000—02 более 500 млн евро ежегодно. В 2002 экспорт товаров почти сравнялся с импортом, превысив 11 млрд евро, а экспорт услуг достиг 2,5 млрд евро, т.е. на 1/3 был больше объёма импорта.
Положительное сальдо текущего платёжного баланса в 2002 году составило 375 млн долл.

Источник - http://www.goslovenia.ru/
http://ru.wikipedia.org/
http://www.stankoinform.ru/article/Slovenia/Slovenia.htm
http://www.newtours-tmb.ru/Transport-slovenii.html
http://www.polpred.com/?cnt=146&art=2591

Другие статьи


  Карта сайта
© Gecont.ru - география, экономика, достопримечательности стран мира Rambler's Top100