GECONT.RU

география, экономика, достопримечательности

Все статьи: Статьи по экономике:

Экономика Судана: промышленность и сельское хозяйство

Судан относится к числу слаборазвитых стран и входит в группу беднейших государств мира. В то же время, экономика страны, прежде всего ее центральной и северной части, на фоне многочисленных политических кризисов и плохо реализуемых мирных соглашений, уже пятый год подряд показывает достаточно неплохие темпы роста, значительно опережая средние показатели стран региона Ближнего Востока и Северной Африки (БВСА).

Экономическое развитие Судана происходит на основе разработанного в сентябре 2006 года Министерством финансов и национальной экономики пятилетнего плана, согласно которому в 2007–2012 гг. предполагается сохранять среднегодовые темпы роста ВВП на уровне 8-10%. При этом приоритет отдается вложениям в развитие инфраструктуры страны, повышению производительности в сельском хозяйстве и промышленности.

В Судане быстро развиваются телекоммуникационный и строительный секторы, повышаются, хотя и медленно, темпы дорожного строительства.

Однако, несмотря на быстрый рост, в стране сохраняются прежние, характерные для суданской экономики проблемы и появляются новые. Традиционно большим остается государственный долг страны, составляющий на конец 2008 года 86,1% от ВВП (10 место в мире).

Бюджет страны в 2008 году характеризовался следующими цифрами: доходы – 11,84 млрд. долл., расходы – 12,95 млрд. долларов. Баланс текущих операций - минус 952 млн. долларов, уровень инфляции составил 16,5 %.

Одним из негативных последствий увеличения в стране денежной массы, в том числе и свободно конвертируемой валюты, получаемой от экспорта нефти, стало нарастание потребительского спроса со стороны элитарных групп и состоятельной части среднего класса суданского общества. Вследствие неспособности суданских производителей покрыть потребности растущего слоя обеспеченных людей начался рост импорта. При сохранении нынешних тенденций импорт будет расти и дальше, создавая существенный дефицит внешней торговли.

Основные статьи импорта (7,757 млрд. долл. в 2008 году) - продовольствие, товары промышленного назначения, транспортное оборудование, лекарства и химикаты, текстиль, пшеница. Основные партнёры - Китай (27,9 %), Саудовская Аравия (7,5 %), Индия (6,3 %), Египет (5,6 %), Объединенные Арабские Эмираты (5,5 %), Япония (4,2 %). Основными статьями экспорта (13,62 млрд. долл. в 2008 году) являются нефть и нефтепродукты, хлопок, кунжут, арахис, гуммиарабик, сахар. Основными потребителями суданского экспорта являются Китай – 82,1 %, Япония – 8,4 %, Объединенные Арабские Эмираты – 2,5 %.

Еще одной проблемой экономики Судана является значительный дефицит платежного баланса, который, по прогнозам, в ближайшие годы в связи с ростом капиталовложений и увеличения расходов на социальные нужды будет плавно нарастать. При достаточно противоречивой внешнеторговой динамике на сегодняшний день перед Суданом стоит крайне непростая задача общенациональной реинтеграции, восстановления и реконструкции, особенно в отдаленных сельских районах. Правительство сталкивается с необходимостью увеличивать расходы на масштабные инфраструктурные проекты, без которых дальнейший рост экономики и интеграция страны затруднительны.

Все более существенными становятся и расходы на социальные нужды — именно эта статья была объявлена приоритетной в суданских бюджетах 2008 и 2009 годов. Причина в том, что из-за притока «нефтедолларов», большей частью оседающих у верхушки общества и, уже косвенным образом, у верхней прослойки среднего класса, все быстрее увеличивается разрыв в уровне доходов различных групп населения. Причем эти процессы характерны и для севера, и для юга страны. При этом из-за неоправданно высоких таможенных пошлин уровень цен на ряд продовольственных товаров в Судане превышает даже европейские показатели.

Такая ситуация неизбежно влечет за собой социальную нестабильность, в связи с чем правительство вынуждено принимать превентивные меры, которые ложатся дополнительным бременем на бюджет. Вряд ли можно ожидать сокращения или хотя бы остановки роста социальных расходов в структуре государственного бюджета Судана и в связи с предстоящими весной 2010 года всеобщими выборами, перед которыми нынешнему режиму крайне важно продемонстрировать позитивные итоги своей экономической политики.

Для финансирования жизненно важных для развития страны инфраструктурных проектов и наращивания социальных расходов, как средства политического выживания, центральному суданскому правительству, по-видимому, придется прибегать к дальнейшим внешним заимствованиям. В условиях усилившихся американских санкций и неблагоприятного внешнеполитического облика Судана в странах Запада самым простым путем решения затруднений финансового характера оказываются китайские кредиты, весьма выгодные даже на общей основе и без льготных ставок.

Основными проблемами реального сектора суданской экономики являются крайне низкая квалификация суданских рабочих – как в промышленности, так и в сельском хозяйстве, что затрудняет не только внедрение новых технологий, но и подчас эксплуатацию простейшего оборудования. Например, закупаемая в рамках государственных инвестиционных проектов сельскохозяйственная техника, по словам очевидцев, часто даже не доходит до полей. У суданских сельскохозяйственных рабочих не хватает навыков проведения элементарных профилактических или ремонтных работ. В итоге трактора и комбайны просто разбирают на запчасти и бросают на дорогах.

Золотовалютный резерв страны к началу 2009 года составлял 2,329 млрд. долл., внешний долг - 30.5 млрд. долларов США. До второй половины 2008 года экономика Судана быстро росла (рост ВВП более 10 % в 2006 и 2007 годах) — благодаря увеличению добычи нефти (при высоких ценах на нефть) и крупным иностранным инвестициям. Судан начал экспортировать нефть с конца 1999 года. Сельское хозяйство остаётся значительным сектором экономики Судана — 80 % работающих и почти треть ВВП.

По итогам 2008 года годовой прирост ВВП Судана, по данным Министерства финансов и национальной экономики страны, составил 7,8%, а сам ВВП был равен приблизительно 62,19 млрд. долларов США. Состав ВВП по отраслям экономики: сельское хозяйство – 35,8 %, промышленность – 31,5 %, сфера услуг – 32,7 %.

Состояние суданской экономики основывалось, прежде всего, на стабильно растущей добыче и экспорте нефти. В 2005 году в Судане в среднем добывалось 363 тыс. баррелей в сутки, в 2006 году уже 414 тыс. баррелей, а в конце 2008 года добыча нефти составила около 600 тыс. баррелей в сутки.

ВВП на душу населения в 2009 году — 2,3 тыс. долл. (181-е место в мире). Ниже уровня бедности — 40 % населения (в 2004 году). Уровень безработицы — 18,7 % (в 2002 году). Инфляция — 14,3 % (в 2008 году).

С января 2007 года в Судане введена новая валюта — суданский фунт (вместо суданского динара — 100 динаров = 1 фунт), обменный курс — 2,6 фунта за 1 доллар (в 2010 году).

Промышленность Судана

Несмотря на большие запасы полезных ископаемых и некоторые положительные изменения, происшедшие за последние годы, промышленность Судана (без нефтяной) в целом развита слабо. В промышленном производстве занято всего 7% экономически активного населения, а сама промышленность представлена в основном небольшими предприятиями, перерабатывающими местное сырье. Среди них хлопкоочистительные, кожевенно-обувные предприятия, недавно построенные хлопчатобумажные фабрики.

В южных районах страны, где имеются лесные массивы, работают лесопильные заводы, спичечные фабрики. Из местного сырья производят сигареты, спирт, мыло и продовольственные товары, изготовляется посуда. Отмечается укрепление в промышленности позиций частного сектора. Промышленность специализируется в основном на переработке сельскохозяйственного сырья, а также производстве стройматериалов, потребительских товаров.

Обрабатывающая промышленность Судана в основном представлена предприятиями пищевой (производство безалкогольных напитков, молочных продуктов, муки, нерафинированного сахара, овощных и фруктовых консервов, хлопкового и арахисового растительного масла), табачной, текстильной, обувной и фармацевтической отраслей. Налажено производство стройматериалов (извести, гранитных и мраморных плит, кафеля, кирпича и цемента), химических удобрений, автомобильных шин, а также запчастей к сельскохозяйственной технике. Работают предприятия по производству бумаги и картона, брикетов из арахисовой кожуры и переработке хлопкового стебля в древесный уголь (используются в качестве топлива). Нефтеперерабатывающие заводы сооружены в г. Порт-Судан и аль-Джейли (в 30 км от г. Хартум, введен в эксплуатацию в середине 2000 года).

Промышленные центры Судана. Промышленные центры немногочисленны — это Хартум, Северный Хартум, Омдурман, Порт-Судан, Вад-Меда-ни, Атбара. Все они находятся в северной части страны. Следует отметить, что и в них число лиц, занятых в «городских» отраслях хозяйства, невелико. Так, в «тройном городе» Хартум — Омдурман — Северный Хартум лишь 15 % экономически активного населения занято в промышленности, 20 % — в торговле и на транспорте, 5% — в сельском хозяйстве, остальная часть — в сфере услуг.

Энергетика Судана

Страна испытывает серьезную нехватку электроэнергии. Судан в 2008 году произвёл 3,94 млрд. кВтч электричества и потребил 3,8 млрд. кВтч. Сейчас 80% потребностей в топливе и электроэнергии покрывается за счет древесины и древесного угля, а также отходов сельскохозяйственного производства – прессованной кожуры арахиса и стебля хлопчатника. Работают 12 ТЭС: в г. Бури близ столицы (самая крупная), в городах Кассала, Кости, Малакаль, Хартум, Шенди и др. и 3 ГЭС: в городах Эр-Росейресе (самая крупная), Сеннаре на р. Голубой Нил и в Хашм-эль-Гирбе на р. Атбара.

В период существования кондоминиума страна обладала крайне слабой энергетической базой, работали только тепловые электростанции. Развитие промышленности, транспорта и ирригации потребовало строительства новых энергетических объектов.

Среднее потребление электроэнергии на душу населения составляет около 53 кВтч. Более 80% электроэнергии вырабатывается на электростанциях в центральном районе Судана. Он стал ядром единой энергосистемы, связывающей ГЭС на Сеннарской плотине, в Хашм Эль-Герб и Эр-Росейресе с трансформаторными подстанциями провинциях Хартум, Верхний Нил и Северная.

На центральный район приходится более 80% суммарного энергопотребления. Доля южных и западных районов — 2%. Промышленность потребляет 39% всей производимой электроэнергии, коммунально-бытовой сектор — 37%, остальное приходится на сельское хозяйство, транспорт и прочие отрасли экономии Доля электроэнергетики в ВВП 3%. В соответствии программой экономического развития предполагается построить дополнительно 10 плотин на Голубом и Белом Ниле, также на реке Атбара.

Государственная компания National Electricity Corporation (NEC) занимается выработкой, передачей и распределением электроэнергии. NEC передаёт электричество посредством двух соединённых сетей – “Голубой Нил” и “Западная сеть”, которые покрывают лишь малую часть страны. На территориях, где электросеть отсутствует, используются небольшие дизельные электрогенераторы. Только 30% населения имеет доступ к электричеству, но правительство надеется увеличить это число до 90% в ближайшие годы.

Телекоммуникационные системы. В Судане по различным оценкам имеется около 356 тыс. пользователей проводной телефонной связью и около 11 млн. пользователей мобильными телефонами.

Страна подключена к международным системам связи через подводный оптико-волоконный кабель, а также наземные спутниковые станции Интелсат и Арабсат.

Работа местных телекоммуникационных каналов обеспечивается достаточно современными коротковолновыми радиопередатчиками, кабельной, в том числе оптической, радиорелейной, тропосферной и спутниковой связью. Имеется 14 наземных спутниковых станции, которые вместе со станциями сотовой связи позволяют осуществлять уверенную передачу информации практически во всех крупных населенных пунктах страны и прилегающих районах.

В Судане работает по различным оценкам до 10 телевизионных передающих станций. Имеется 49 интернет хостов, а также зарегистрировано свыше 4.2 млн. пользователей Интернета.

Сельское хозяйство Судана

Основа экономики страны — сельское хозяйство. Аграрные отношения представлены различными формами владения и пользования землей, водой, домашними животными. Наряду с мелкими, натуральными, существуют крупные товарные хозяйства — государственные и частные. Широко распространена аренда земли.

Судан располагает значительными земельными угодьями. Площадь обрабатываемых земель 12,5 млн. га, орошаемые составляют лишь 1,9 млн. га (15%). Пастбищами занято 56 млн. га, лесные массивы занимают 46,5 млн. га. Ведущие отрасли сельского хозяйства: животноводство, растениеводство, злаковые, арахис, гуммиарабик, хлопководство. Главный хлопководческий район - Аль-Джазира, где хозяйство ведется крестьянами на земельных участках, арендуемых у государства. В ряде других районов имеются крупные частные землевладения, собственники которых сдают землю в аренду. Животноводство дает около 10% ВВП.

Главная отрасль сельского хозяйства (по товарной продукции) — земледелие. В северной части Судана земледелие основывается преимущественно на искусственном орошении водами Нила и его притоков. Орошение производится с помощью традиционных приспособлений, а также современных средств — насосов. Во всех случаях вода искусственно поднимается на поля, поэтому такие системы орошения называются подъемными. Встречается, как и в Верхнем Египте, бассейновое орошение. В Аль-Джазире большую роль играет самотечное орошение. В отдельных районах (дельты рек Барака, Гаш, Абу-Хабль и др.) встречается паводковое орошение, когда на поля направляются воды рек в период половодья. При паводковом и бассейновом орошении местные жители выращивают только один урожай, в то время как в других случаях — по два и более. В южной части Судана, где осадков значительно больше, земледелие преимущественно неполивное.

Из 80 млн. га пригодных для сельского хозяйства земель возделывается 7,5 млн. га (в том числе около 880 тыс. га орошаемых), т. е. не более 3 % территории страны. Государству принадлежит около 38% обрабатываемых земель, 90% которых орошаются; свыше половины земель государство сдает в аренду. Следует учесть, что, как и в большинстве стран Африки, сравнительно точно учитывается площадь под товарными, особенно экспортными, культурами; значительно хуже известна истинная величина площадей под потребительскими культурами.

Основная культура – хлопчатник. Выращивается также арахис (4-е место в Африке) — 800 тыс. т, кунжут — 165 тыс. т., пшеница — 59 тыс.т., сорго — 4891 тыс.т., а также просо, бобы, ячмень кукуруза. Важное место в сельскохозяйственном производстве занимают плодовые культуры (манго, апельсины, грейпфруты, лимоны, бананы и др.), бахчевые (арбузы, дыни) и овощные (лук, томаты и др.).

Хлопчатник. Важнейшая товарная культура — хлопчатник, главным образом тонковолокнистый, под которым занято около 500 тыс.га. Сбор хлопка сильно колеблется от года к году в зависимости от погодных условий и степени ухода за растениями. В конце 70-х годов он составлял 600 тыс. т., однако в 1980 году сократился в 2 раза. В последние годы по различным оценкам собиралось около 200 тыс. тонн. Из выращиваемого хлопка суданцы получают большое количество растительного (хлопкового) масла.

По производству хлопка Судан занимает второе место в Африке. Экспорт хлопка до последнего времени давал значительную часть валютных поступлений Судана. Больше половины сбора хлопка приходится на район Аль-Джазиры (80% сбора). Другие важные районы хлопководства — дельты рек Барака и Гаш, Хашм-эль-Гирба (по берегам р. Атбара), районы вдоль главного Нила. В последнее время благодаря увеличению площадей поливного земледелия и использованию богарных земель в южной части страны произошло некоторое расширение зоны хлопководства.

Масличные культуры. Среди масличных культур, идущих как на экспорт, так и на внутреннее потребление, основными являются кунжут и арахис. Возделывание арахиса значительно возросло за послевоенные годы, когда страна вошла в число главных производителей этой культуры (впереди были только традиционные «арахисовые» страны — Нигерия и Сенегал).

Продовольственные культуры. Важнейшие продовольственные культуры относятся к разновидностям сорго и проса — это дурра, дохн, элевзина и др. Просо и сорго входят в перечень основных продуктов питания большей части населения страны. Эти культуры выращиваются во всех земледельческих районах, но площадь под ними сокращается, что осложняет продовольственную проблему. В северных провинциях, вдоль Нила, возделывается финиковая пальма, являющаяся своеобразным символом близости Судана к странам Ближнего Востока.

Животноводство. Хорошо развито животноводство (разведение верблюдов, коз, крупного рогатого скота, лошадей, мулов, овец и ослов), а также птицеводство. Поголовье крупного и мелкого рогатого скота в Судане составляет 131 млн. голов. По этому показателю страна занимает 4-е место в мире. Скотоводство является главным видом хозяйственной деятельности населения страны, ведущего кочевой и полукочевой образ жизни. Под пастбищами заняты 56 млн. га. Площади лесных массивов – 46,5 млн. га (12% территории страны) – используются в основном для заготовки крупного лесоматериала и топлива. Значительный ущерб лесам наносят регулярные засухи и пожары.

Страна обладает значительными рыбными ресурсами. Морское рыболовство развито слабо, в реке Нил и его многочисленных притоках вылавливается рыба, имеющая промысловое значение (карпы, окуни, нильская тилапия, сомы и др.).

Внешняя торговля Судана

Экспорт — 11,7 млрд долл. (в 2008 году) — нефть и нефтепродукты; хлопок, скот, арахис, гуммиарабик, сахар. Основные покупатели — Китай 48 %, Япония 32,2 %, Индонезия 5,3 %. Импорт — 8,2 млрд долл. (в 2008 году) — продовольствие, промышленные товары, транспортные средства, медикаменты и химпродукция. Основные поставщики — Китай 20,3 %, Саудовская Аравия 8,5 %, ОАЭ 6,3 %, Египет 5,6 %, Индия 5,1 %, Италия 4,1 %.

Входит в международную организацию стран АКТ. Внешний долг — 36,3 млрд долл. (на конец 2009 года).

Валютное регулирование Судана

29 мая 2007 года вступило в силу постановление Банка Судана об ограничениях на переводы, вывоз и оборот в стране иностранной валюты. Согласно новым правилам, суданцы не имеют права покупать иностранную валюту в банках и пунктах обмена вне зависимости от того, для каких целей она приобретается. Суданцам также запрещено пользоваться иностранной валютой внутри страны, за исключением тех случаев, когда деньги переводятся из-за границы. Ограничения не затронули иностранцев и зарубежные организации.

Решение о более жестком контроле над оборотом иностранных денежных знаков принято в связи с растущей нехваткой в стране конвертируемой валюты, перебоями в валютных доходах бюджета, а также оттоком капитала из-за опасений бизнеса по поводу неясных перспектив развития внутриполитической и экономической ситуации.

Транспорт Судана

Специфика транспортной сети страны состоит в том, что ее основы закладывались еще англичанами, а британская администрация при строительстве дорог, в том числе и железнодорожной сети, ориентировалась не на хозяйственную интеграцию различных областей страны, а прежде всего на упрощение доставки сельскохозяйственного сырья (в первую очередь, хлопка) к морским портам. Южный Судан вообще был ориентирован английской администрацией на интеграцию с Британской Восточной Африкой, а не с северной, арабской частью Судана.

Таким образом, добившаяся независимости страна столкнулась с тяжелейшей проблемой отсутствия подчас даже минимальных связей между регионами, фактической экономической изоляцией различных областей страны. С учетом размеров территории (2,5 млн. кв. км) и удаленности основных сельскохозяйственных и промышленных районов страны друг от друга, развитие дорожной сети является первоочередной задачей для подъема и интеграции экономики страны. Важным аспектом развития инфраструктуры Судана служит также модернизация существующих дорог, связывающих промышленные и сельскохозяйственные районы страны с морскими портами, через которые проходит основной объем экспортно-импортных операций, в том числе и экспорт нефти.

Автомобильный транспорт обеспечивает 60% внутренних перевозок. Протяженность автодорог по разным оценкам составляет от 12 до 63 тыс. км (твердое покрытие имеют 5 тыс. км). Плачевное состояние дорожной сети служит препятствием для развития страны, фактически исключая подавляющую часть территории Судана из сферы современного хозяйственного развития. Несмотря на растущее внимание к развитию инфраструктуры, современные дороги с твердым покрытием имеются только в центральной и северо-восточной части страны. На юге проблема отсутствия дорог стоит чрезвычайно остро: например, в столице Южного Судана г. Джубе всего несколько асфальтированных улиц. За пределами города дороги грунтовые, в сезон дождей передвижение по большей части Южного Судана затруднено. В качестве приоритета развития транспортной сети на юге страны декларирован воздушный транспорт, но на практике это пока остается делом будущего. Железнодорожный транспорт. Судан располагает одной из наиболее протяженных в Африке сетей железных дорог (более 5,9 тыс. км). Большая часть железнодорожного полотна была построена еще в колониальный период, сильно изношена и сейчас находится в плохом состоянии.

Модернизация суданских железных дорог широко обсуждается в правительстве, существует несколько приоритетных участков работ. Прежде всего, это ветка Хартум – Порт-Судан, которая в настоящее время функционирует с перебоями. Ее модернизация позволила бы значительно ускорить движение грузов на основном экспортно-импортном направлении и стала бы серьезным стимулом экономического развития.

В рамках программы модернизации и расширения железнодорожной сети в корпорации «Суданские железные дороги» разработано несколько крупных инвестиционных проектов. Наиболее важным из них являлся проект строительства параллельно существующей, новой дороги Хартум – Порт-Судан, протяженностью 787 км. Сейчас грузы из Порт-Судана в Хартум доставляются по существующей дороге в среднем две недели. При этом средняя скорость доставки грузов составляет около 50 км в сутки. Реализация проекта позволит увеличить среднюю скорость движения составов до 80 км/ч, а пропускную способность дороги до 3 млн. т. в год. Предварительная стоимость проекта оценена в 436 млн. долл. США, срок окупаемости, по расчетам суданской стороны, не превысит 13 лет.

Российское ОАО «РЖД» проявляло интерес к этому проекту, но в связи с тем, что Китай заявил о готовности инвестировать в железные дороги Судана до 1,5 млрд. долл., подряд на строительство был отдан китайским компаниям. В конце февраля 2007 года был подписан контракт между суданским правительством и компаниями China Railway Engineering Group Co Ltd., China Railway Erju Co Ltd., Transtech Engineering Corp. Итоговая сумма сделки составила 1,15 млрд. долл. и стала крупнейшей в истории китайского бизнеса в Судане в области железнодорожного строительства. Водный транспорт. 2007 год был отмечен и возвращением в зону повышенного хозяйственного интереса относительно мало используемых водных путей, которые в Судане исторически объединяли север и юг страны. При содействии Японии был открыт речной порт в г. Джубе, столице Юга.

В перспективе, при создании современной речной инфраструктуры, перевозки водным путем между севером и югом должны оказаться выгоднее, хотя и не быстрее, чем дорогое воздушное сообщение, которое на сегодняшний день оказалось единственным связующим звеном между севером и югом страны.

Торговый флот Судана включает 19 судов. Длина речных навигационных маршрутов в стране - 4068 км, из которых 1723 км открыты для плавания круглый год. Для судоходства используется как Белый Нил, так и Голубой Нил. Белый Нил — важнейший путь, связывающий северные и центральные районы страны с южными. Голубой Нил имеет меньшее значение, так как перевозки по нему на длительные расстояния невозможны. В Судане действует совместное судано-египетское предприятие, занимающееся перевозками по озеру Насер между городами Вади Хальфа в Судане и Асуан в Египте.

Единственный морской порт Судана Порт-Судан основан в 1912 году. Его пропускная способность - 8 млн. т. в год. Сейчас ведутся работы по увеличению пропускной способности порта до 13 млн. тонн. В 1999 построен грузовой терминал для экспорта нефти между Порт-Суданом и заброшенным портом Суакин. При финансовом содействии европейских стран осуществляется строительство нового порта Суакин в 60 км от Порт-Судана мощностью до 1,5 млн. т. грузов в год. Воздушный транспорт. Создание гражданской авиации началось в 1950 году. В настоящее время, по данным Министерства финансов и национальной экономики, в Судане имеется 17 аэропортов (шесть из них имеют статус международных). Кроме того, на территории страны имеется 63 взлетно-посадочные полосы (12 имеют твердое покрытие), а также 2 площадки для вертолетов.

Международные аэропорты находятся в городах Донгола (север страны), Порт-Судан и Хартум. В июне 2007 года правительство Судана сообщило о продаже 70% акций крупнейшего национального авиаперевозчика – компании Sudan Airways. Пакет, включающий 49% акций, выкупила кувейтская Aref Investment Group, 21% — суданская Haifa Holding, 30% остается в руках государства. Приватизация кувейтским бизнесом Sudan Airways, давно нуждавшейся в модернизации авиапарка и оптимизации управления, рассматривается как шаг к развитию туристического сектора Судана.

Трубопроводы. Газопроводы - 156 км., нефтепроводы - 4 070 км., из них 1 613 км – трубопровод по перекачке продуктов нефтепереработки, соединяет нефтяное месторождение Хеглик (на юге страны) и Порт-Судан.

Источник - http://www.afri.su/countries/sudan/economy/
http://ru.wikipedia.org/

Другие статьи

НОВОСТИ СТРАН МИРА