GECONT.RU

география, экономика, достопримечательности

Все статьи: Статьи по географии:

География Центрально-африканской республики

Страна расположена в самом центре африканского континента, в бассейне реки Конго, и не имеет выходов к океану. Большая часть страны - плоскогорье Азанде (преобладающая высота до 600-900 м.), покрытое влажными тропическими лесами. На севере ЦАР граничит с Чадом, на востоке - с Суданом, на юге - с Демократической Республикой Конго и Республикой Конго, на западе - с Камеруном. Общая площадь страны 623 тыс. кв. км.

Большая часть страны — плоскогорье Азанде, преобладающая высота до 600-900 м. Высшая точка — г. Нгая. Климат субэкваториальный. Среднемесячные температуры от 21 до 31 °С. Осадков от 1000 до 1600 мм в год. Главные реки — Убанги, Санга (судоходны). Преобладают саванны, на юге — влажные экваториальные леса. Национальные парки: Сен-Флорис, Баминги-Бангоран, Андре-Феликс.

Поверхность страны представляет собой волнистое плоскогорье высотой от 600 до 900 метров, разделяющее бассейны реки Конго и озера Чад. В его пределах выделяют восточную и западную части. Восточная часть имеет общий уклон к югу, к рекам Мбому (Бому) и Убанги. На севере находится массив Фертит, состоящий из групп изолированных гор и хребтов (высотой более 900 метров) Абурасейн, Дар-Шалла и Монго (свыше 1370 м). На юге местами возвышаются скальные останцы (местное название — «кагас»). Главные реки на востоке страны — Шинко и Мбари — судоходны в нижних течениях; выше прохождению судов препятствуют пороги. На западе плоскогорья расположены массив Яде, продолжающийся в Камеруне, отдельные останцы-кагас и субширотно ориентированные горсты, ограниченные разломами. Пологоволнистое плато, сложенное белыми песчаниками, простирается между Берберати, Буаром и Бодой.

Климат Центрально-африканской республики

Субэкваториальный, жаркий. Средняя температура января +21 C, июля +31 C, иногда доходит до 40-45 С при высокой влажности. Осадки (1000-1200 мм. на севере и 1500-1600 мм. на юге) выпадают преимущественно летом благодаря вторжению влажных муссонов. Дождливый сезон продолжается на севере страны с июня по сентябрь, на юге - с мая по октябрь (на юге сухой период совсем короткий - с декабря по февраль). Лучшее время для посещения страны - с ноября по апрель.

Климат и растительность меняются с севера на юг. Только на юго-западе сохранились густые влажные тропические леса; по направлению к северо-востоку леса по долинам рек сменяются саванновыми редколесьями и злаковниками. На севере среднее годовое количество осадков составляет 1250 мм в год, они выпадают преимущественно с июля по сентябрь, а также в декабре-январе. Средняя годовая температура 27° С, а на юге — 25° С. Среднее годовое количество осадков превышает 1900 мм; влажный сезон длится с июля по октябрь; декабрь и январь — сухие месяцы.

Растительный и животный мир Центрально-африканской республики

Природные условия Центрально-Африканской Республики весьма разнообразны. Ее называют «Африкой в миниатюре». На юге — экваториальные леса, горы; севернее — саванна, переходящая в полупустыню. Иногда саванна уступает место хлопковым и кофейным плантациям, а потом опять волны холмов, похожие на складки зеленого бархата.

Животный мир богат и многообразен. В саванне и лесосаванне обитают антилопы, зебры, жирафы, носороги, буйволы, гепарды, шакалы, гиены. В тропических лесах много обезьян, птиц, пресмыкающихся. Здесь есть несколько больших заповедников. В высокой траве то промелькнет голова страуса, то покажется длинная шея жирафы. Есть также слоны, львы, пантеры, разные виды копытных. На берегах многочисленных и полноводных рек нежатся на солнце крокодилы и медлительные бегемоты. В реках, особенно в р. Убанги, много рыбы, которую жители прибрежных селений ловят, устраивая из ветвей плетеные запруды.

Население Центрально-африканской республики

ЦАР — одна из самых малонаселённых стран Африки. Свыше половины жителей принадлежат к народам группы банту : гбайя (бая) — 34 %, банда — 27 %, мандья (манджа) — 21 %, сара — 10 %, мбоум (мбум) — 4 %. Один из многочисленных народов — земледельцы банда — населяет саванны центральных и восточных районов. На западе и северо-западе живут охотники и земледельцы, называющие себя «гбайя». Большая часть жителей страны придерживается традиционных верований, около 1/3 — христиане, примерно 10 % — мусульмане.

На территории ЦАР живут народы, относящиеся к разным антропологическим группам, языковым семьям и различающиеся по типам хозяйственной деятельности. Происходящие многочисленные миграции различных групп населения, культурные контакты между ними, хозяйственные связи приводят к смешению населения, ускоряют процесс сближения народов. По признаку языкового родства все народы ЦАР относятся в основном к двум группам: к группе суданских языков (нилотская языковая семья) и к языковой группе центральных банту (бенуэ - конголезская семья языков).

К первой группе принадлежат самые многочисленные народы - банда, гбайя, сара, мбум, азанде, ко второй - панде, мбиму, кака, лиссонго и мбака. Кроме того, имеются убангийские народности, близкие бантуязычным народам.

Самые многочисленные - банда (436 тыс. человек)- проживают в центральной и восточной частях ЦАР, занятых саванной. Они появились на центральноафриканских землях в XIX в. Это народ-земледелец, издавна занимающийся выращиванием маниока, проса, хлопчатника, различных фруктовых деревьев. Банда строят круглые глинобитные хижины с конусообразной соломенной крышей. Стены окрашивают в белый цвет и разрисовывают изображениями животных, птиц, растений и сценами охоты. У банда нет наследственного института вождя. Семья определяется у них по отцовской линии. Женщина в семье пользуется равноправием и уважением. Этот народ говорит на языке банья, который относится к языковой группе банда.

На западе и северо-западе ЦАР живет народ гбайя (около 420 тыс. человек). При этом на западе живут народности букаре, були, тумбе, а на северо-западе - бумбеле, будамано, бианда, мела. Гбайя означает "красные". Это имя дали им когда-то хауса, в связи с тем что гбайя нано- сили на лицо красные полосы, которые означали их братское отношение к другим народам. Гбайя, как и банда, происходят из Судана. Ветвью гбайя являются манджа (еще около 260 тыс. человек). Все гбайя занимаются земледелием и охотой. Они выращивают маниок и маис. Значительно малочисленнее народы сара (85 тыс. человек) и мбум (73 тыс. человек), проживающие в северной, саванной части страны. Сара относят к исламизированным суданским народам. Их считают самыми высокими людьми в мире (средний рост - 180 см). Мбум - выходцы из Камеруна.

Издавна по всей территории ЦАР расселены азанде (20 тыс. человек), которые живут также в Судане и ДРК. В XIX в. на востоке страны находилось могущественное королевство Азанде. Азанде - искусные земледельцы. Они размещают свои поля на участках в лесу или в без- лесных речных долинах. Свой двор азанде обычно окружают насыпью-грядкой 20 см высотой и 60 см шириной. После первых дождей в апреле они высаживают на ней кукурузу и тыкву, а в июне - июле на внешней стороне грядки сажают черенки маниока. Когда кукурузу убирают, производят вторичный посев.

На востоке страны живет близкий к азанде народ нзакара. Некогда многочисленный народ, в наше время он насчитывает лишь около 30 тыс. человек. В доколониальный период нзакара были организованы в могущественное королевство Бангассу. Короли Бангассу имели большую армию и крупные стада животных. Набеги соседних государств, охота за рабами, а затем эпидемии и голод привели этот народ на грань исчезновения.

Народы второй языковой группы центральных банту- панде, мбиму, кака, лиссонго и мбака являются автохтонными, т. е. они с древних времен жили на территории ЦАР. Недаром гимн страны начинается словами: "О, Центральная Африка, о, колыбель банту..." Центральные банту расселены в зоне тропических лесов: мбиму, панде, кака на юго-западе страны, лиссонго и мбака - немного восточнее. Их основное занятие - земледелие и охота.

На юге страны, по берегам Убанги, живут убангийские народности якома, санго, бурака, бобанги, банзири и др., родственные бантуязычным народам. Они немногочисленны (всего 20 тыс. человек), но играют значительную роль в жизни страны. Издавна народы, живущие по берегам рек, играли роль посредников в торговых операциях. После завоевания независимости они занимали самые ответственные места в государственном аппарате. Убангийцы занимаются земледелием и рыбной ловлей. Для их жилищ характерны постройки прямоугольного плана и двускатная крыша с наклонными стропилами, которая покрывается пальмовыми листьями или древесной корой. Вокруг дома растительный покров уничтожается.

Язык санго, который с конца XIX в. был известен как язык посредников (торговцев) в верхнем течении Убанги, распространился среди центральноафриканских народов и в 1963 г. был объявлен национальным языком.

К группе бантуязычных народов относятся и пигмеи бабинга, живущие разбросанно в лесных чащах юга. Всего в ЦАР насчитывается около 10 тыс. пигмеев. Это самые низкорослые люди на земном шаре: их рост - 1,25- 1,5 м. Они ведут крайне замкнутый образ жизни. Поселения пигмеев насчитывают не больше десятка хижин и шалашей, построенных из веток и листьев пальм в глубине леса. Основное занятие этого народа - собирательство и охота.

Социальной основой, объединяющей людей селения, является "группа охотников". Обычно она состоит из мужчин 5 - 7 семей, которые совместно занимаются охотничьим промыслом. Жители нескольких селений образуют клан. Каждый клан имеет свою строго определенную территорию, в пределах которой он охотится. Пигмеи для охоты используют лук и отравленные стрелы, а также ямы-ловушки и сети. Охота ведется на обезьян, кабанов, носорогов. На слонов они иногда выходят с ружьями, которые берут на время у торговцев слоновой костью и возвращают им обратно вместе с "платой" - бивнями убитых животных. Мясо слонов они считают большим лакомством. У пигмеев очень распространено собирательство. Кроме съедобных кореньев, плодов и трав собираются насекомые, гусеницы, также употребляемые ими в пищу. Тропический лес не только кормит, но и лечит: пигмеям известны многие виды целебных трав этой природной аптеки. Из всех обрядовых церемоний самая значительная у пигмеев - захоронение усопших; целый ряд ритуальных действий предшествует погребению усопшего в расщелине скалы или в стволе баобаба.

В качестве главного божества почитается творец всего живого - человека и животных - бог Комба (есть и другие названия). Никаких сооружений для отправления культа нет. В лесу пигмеи делают нехитрые жертвенники и на них возлагают свои подношения божеству. Оно, по их представлениям, бестелесно, существует повсюду и всегда. Оно не вселяет страха и участвует во всех их делах и начинаниях.

Пигмеи постоянно меняют районы своего обитания, кочуя с места на место в поисках лучших мест для охоты. Со стороны государства предпринимаются попытки приобщить пигмеев к оседлому образу жизни. Так, около 10 лет назад была создана деревня Белембоке, где живет до 800 пигмеев. Их дети посещают школу. Однако оседлость лишает пигмеев привычного образа жизни, а отсутствие иммунитета к различным болезням отрицательно сказывается на их здоровье. Поэтому они вынуждены периодически покидать свою деревню и некоторое время жить в лесу, как жили их предки.

Формированию центральноафриканской общности людей и росту национального самосознания способствовало создание суверенного государства. Однако этот процесс еще не завершен. Политика, направленная на достижение национального единства, проводится с первых дней независимости. Так, в 1959 г. принят закон о создании сельскохозяйственных обществ, который запрещает использование этнических терминов. Декретом от 27 июля 1966 г. было запрещено всякое упоминание о расе, племени и национальности в официальных документах.

Всем народам ЦАР присуще определенное единство нравов, обычаев, религии, культуры, методов хозяйствования и т. п. Народы, населяющие ЦАР, не имеют единой религии. Подавляющее большинство (71%) придерживается местных традиционных верований и культов. У многих народов, в частности у банда, гбайя, азанде, пигмеев и др., широко распространен культ предков. Объектом религиозного почитания в культе предков выступают прародители рода, семьи, племени. К ним относятся так, будто они продолжают жить среди сородичей. Духам предков приписывают сверхъестественное могущество, их боятся и почитают, призывают на помощь. Это находит свое выражение в многочисленных обрядах, связанных с останками умерших предков, с их изображениями или с местами их земной деятельности. У гбайя имя умершего дается первому новорожденному в семье, чтобы предок не ушел из памяти соплеменников.

Культ предков повсюду неразрывно сочетается с культом природы и стихий. Души умерших предков тесно связываются в представлениях верующих с духами природы.

Широко распространена в традиционных местных религиях вера в перевоплощение души в животных, а также в силу колдовства. Колдунов всегда можно встретить на любом празднике или обряде. Они раздают амулеты, которые должны предохранять от различных бед. Колдуны выступают и в роли знахарей, используя снадобья, приготовленные из лекарственных растений.

Важным аспектом родоплеменных культов остаются обряды, связанные с рождением человека, вступлением его в зрелый возраст, со смертью. Некоторые из этих обрядов, например посвящение юношей в разряд взрослых мужчин (обряд инициации), представляют сложные ритуальные церемонии. Очень большое значение этот ритуал имеет у гбайя. У них этот праздник называется "лаби" и связан с рядом суровых моральных и физических испытаний, через которые должен пройти юноша, чтобы доказать свою зрелость.

Среди народов ЦАР, придерживающихся местных традиционных верований, распространен фетишизм. В качестве фетишей могут быть различные предметы естественного и искусственного происхождения, наделяемые верующими сверхъестественными, священными свойствами.

У многих народов важной составной частью традиционных верований остается тотемизм. Тотемы, которыми чаще всего признаются животные и растения, считаются покровителями отдельной этнической группы, рода или семьи. Христианство в ЦАР начало проникать с появлением члены различных религиозных миссий.

Христиане составляют 25% населения. На территории ЦАР имеется пять епархий римско-католической церкви: архиепископство Банги (самая крупная и старейшая епархия; образована в 1900 г.) и четыре епископства (Берберати, Бангасу, Босангоа и Бамбари). Самые большие католические общины, в том числе архи- епископство Банги, находятся на юге, где сосредоточено более 45% католиков страны. Все высшее духовенство, кроме архиепископа-африканца, представлено иностранцами-миссионерами.

В стране действуют более 800 культовых сооружений и миссионерских станций, в том числе 65 соборов и 120 миссий. Заметную роль играют миссионеры католической церкви в народном образовании. В 1977 г. католики имели свыше 160 учебных заведений.

Протестанты составляют около 7% жителей ЦАР. Самыми крупными организациями протестантов являются баптистские и, лютеранские (первые баптисты появились на территории ЦАР в 1921 г.). Больше всего баптистов среди банда и гбайя. Лютеране образуют несколько раз- личных организаций, которые возглавляют миссионеры из США. Эти организации действуют в основном среди гбайя. Протестантские общины имеют несколько учебных заведений, восемь богословских колледжей и библейских школ.

Ислам начал проникать на территорию ЦАР в конце XVI I I в., но не получил большого распространения. Этой религии придерживается около 5% жителей страны, а именно часть банда - на востоке страны в районе городов Вадда и Бриа, часть азанде - в районе Обо и арабское население - на севере страны в районе Бирао. Таким образом, подавляющая масса мусульман проживает на севере, северо-востоке и востоке ЦАР. Однако только в районе Бирао мусульмане составляют большую часть населения. Распространен ислам суннитского направления маликитской религиозно-правовой школы.

Совсем недавно на территории ЦАР стали возникать христианско-африканские церкви и секты. Первая такая организация была образована в 1956 г. в районе Форт- Крампель (ныне Крампель), где живут манджа.

Источник - http://www.gecont.ru/

Другие статьи

НОВОСТИ СТРАН МИРА