GECONT.RU

география, экономика, достопримечательности

Все статьи: Статьи по географии:

География Китая: население, религия, китайский язык

В 2004 году население Китая составило 12989 млн. человек (исключая население Тайваня, Сянгана и Аомыня). Темпы ежегодного прироста населения оцениваются примерно в 1,3%.

Точная численность, темпы роста и структура населения всегда оставались загадкой не только для зарубежных специалистов, но и для самих китайцев. В начале нашей эры на территории, принадлежавшей в то время Китаю, проживало ок. 60 млн. человек. На протяжении большей части истории Китая собирались сведения о числе семей, а женщины, дети, национальные меньшинства и другие «малосущественные» группы часто вовсе не учитывались. Переписи населения 1912 и 1928, а также статистические данные министерства внутренних дел, почтового ведомства и морской таможни давали лишь ориентировочные цифры, которые впоследствии постоянно корректировались и были объектом различных манипуляций.

Через четыре года после образования Китайской Народной Республики, в 1953 году, была проведена новая перепись населения. Общая численность населения страны (включая Тайвань) оценивалась в 582,6 млн. человек. Несмотря на ошибки, допущенные в ходе переписи, в течение последующих 25 лет эта оценка принималась за основу всех расчетов и проектов. В 1950-х годах правительство КНР неоднократно оглашало ориентировочные данные о численности населения, согласно которым в 1957 году в Китае проживали 646,5 млн. человек. За период с 1958 по 1978 официальные данные о численности населения не публиковались. Исключением стала появившаяся в 1972 официальная цифра 649 582 тыс. человек. В 1979 стало известно, что она была получена в результате тайной переписи населения в 1964 году. В конце 1970-х годов правительство обнародовало ряд демографических данных. В результате проведенной в 1982 году переписи появились новые сведения о численности и составе населения Китая. Последняя перепись населения Китая состоялась в 1990 году.

Демография. Политика китайского правительства по вопросам народонаселения многократно менялась. В середине 1950-х годов по инициативе сверху была предпринята первая попытка снижения уровня рождаемости. Однако в 1958, после создания коммун и начала воплощения политического курса «большого скачка», нацеленного на быстрый экономический рост, кампания по ограничению темпов рождаемости была предана забвению. В начале 1960-х годов была предпринята новая кампания планирования семьи, но и она была прервана начавшейся в 1966 «культурной революцией». Ни одна из упомянутых выше кампаний не оказала заметного влияния на темпы рождаемости.

В то же время в результате успехов китайцев в области здравоохранения наметилась тенденция к снижению высокого уровня смертности в стране. Сохранение высокого уровня рождаемости вместе со снижением уровня смертности способствовали увеличению естественного прироста населения. К 1969 уровень рождаемости по-прежнему превышал 34 человека на 1000, а уровень смертности снизился до 8 человек на 1000, т.е. ежегодный естественный прирост населения составлял 2,6%. В 1971 году правительство предприняло третью кампанию за сокращение рождаемости, результатом которой явилось беспрецедентное снижение уровня рождаемости к 1981 до 18 человек на 1000 населения.

В 1979 году была развернута кампания под лозунгом «Одна семья – один ребенок». Конкретные формы этой кампании в разных провинциях страны имели свои особенности, однако в целом за основу бралась идея использования системы льгот и наказаний для того, чтобы убедить супружеские пары не иметь более одного ребенка. Семьям с одним ребенком предоставлялись преимущества в сфере образования, медицинского обслуживания, обеспечения жильем и при начислении заработной платы. Новая демографическая политика успешно реализуется лишь в городах, в сельской же местности она встречает сильное противодействие.

Тем не менее за последние десятилетия показатели рождаемости, смертности и естественного прироста населения значительно снизились. В 2003 году рождаемость достигла 12,96 на 1000 человек, смертность – 6,74, а естественный прирост населения – 0,6%. Это свидетельствует об эффективном дефографическом контроле.

Размещение, плотность населения и процессы миграции. Пригодные для сельскохозяйственного использования земли составляют в Китае лишь 10% территории, причем располагаются они главным образом в приморских провинциях. Примерно 90% от общей численности населения Китая проживает на территории, составляющей лишь 40% общей площади страны. Наиболее плотно заселены районы нижней части дельты Янцзы и Северо-Китайской равнины. Огромные периферийные территории Китая практически безлюдны. Средняя плотность населения страны, по данным 1998 года, составляла 131 человек на 1 кв. км.

Урбанизация. Тысячи лет назад, когда оседлое земледелие развивалось в долинах рек Центрального Китая, там возникли окруженные защитными стенами города, ставшие политическими, военными и культурными центрами страны. Многие из этих городов сохранили свое экономическое и политическое значение до сего дня. Начиная с 19 в. торговля с западными странами стимулировала развитие крупных портовых городов страны. В 1920–1930-е годы в Китае начался процесс индустриализации, и миллионы крестьян устремились в города в поисках работы. По приблизительным оценкам, численность городского населения Китая к 1949 составляла 100–150 млн. человек. Хотя точные данные о численности населения городов в последующий период отсутствуют, достоверно установлена тенденция оттока населения из сельской местности.

В соответствии с переписью 1982 года, в городах проживали 206,6 млн. человек, т.е. 20,6% всего населения страны. В 1996 в городах КНР насчитывалось 359,5 млн. человек, или 29,4% всего населения. Численность экономически активного населения в Китае на 1995 определялась в 625 млн. человек.

КРУПНЕЙШИЕ ГОРОДА КНР (по состоянию на начало 1997)

Город

Население, млн. чел.

Чунцин

15,3

Шанхай

13,0

Пекин

10,8

Чэнду

9,8

Харбин

9,1

Тяньцзинь

8,9

Шинцзячжуан

8,5

Ухань

7,2

Циндао

6,9

Гуанчжоу

6,6

Китайцы «хань». В этническом плане более 90% населения Китая составляют ханьцы, или китайцы «хань». Вследствие миграционных процессов их число в районах проживания национальных меньшинств увеличивается, однако в большинстве своем они населяют Центральный и Восточный Китай.

Национальные меньшинства. Китайцы «хань» традиционно считали всех некитайцев отсталыми народами. По мере расширения территории ханьцев за пределы изначальных районов проживания они ассимилировали некоторые некитайские этнические группы. Другие этносы отступили в отдаленные, менее удобные для жизни районы, где многим из них удалось сохранить свои национальные особенности.

Многие некитайцы проживают ныне на обширных слабо заселенных территориях Северо-Восточного, Западного и Юго-Западного Китая. По данным переписи 1953 года, общая численность жителей, входящих в состав более 50 этнических групп национальных меньшинств, составляла 35,3 млн. человек, или ок. 6% всего населения. Перепись, проведенная в 1982, показала, что общая численность лиц некитайской национальности возросла до 67,2 млн. человек, а в 1990 этот показатель составил уже 91,2 млн. человек, или 8% населения. В состав национальных меньшинств входят самые разные этнические группы, начиная от почти первобытных горных племен до народов, стоящих на равной с ханьцами ступени развития. Продолжается процесс ассимиляции ханьцами некоторых национальных меньшинств.

В настоящее время национальные меньшинства пользуются ограниченной территориальной автономией и достигли значительного прогресса в социальной и экономической сфере. Однако их взаимоотношения с этническими китайцами в большинстве случаев остаются напряженными. Причинами являются местный национализм, недоброжелательное отношение к китайцам, а также традиционная антипатия китайских переселенцев к местным представителям национальных меньшинств, т.н. «великоханьский шовинизм».

Китайский язык

Китайский язык, на котором говорят ханьцы, относится к сино-тибетской языковой семье. В китайском языке отсутствует алфавит. Вместо него при письме используются иероглифы. Письменный язык для всех китайцев един, однако различия между диалектами устной речи столь велики, что жители разных районов страны зачастую не понимают друг друга. Особенно много диалектов в Южном Китае. Около 70% ханьцев говорят на северном диалекте «мандарин», либо на каком-либо из его вариантов. К числу других главных диалектов относят «у», кантонский, хунаньский, или сянский, фуцзянский, или миньский. Многие из языков, на которых говорят представители национальных меньшинств, входят в тибетско-бирманскую языковую группу.

В попытках объединения населения Китая были приняты меры, направленные на устранение различий, обособляющих диалекты китайского языка. Правительство попыталось сделать язык «мандарин» стандартом («путунхуа») для всего населения страны, поощряя его изучение всеми неханьскими этническими группами. «Путунхуа» ныне изучают почти во всех школах Китая и используют в национальном теле- и радиовещании. В 1956–1958 была введена в практику новая система транслитерации – «пиньинь», в основу которой был положен латинский алфавит. Наконец, было введено в практику упрощенное написание иероглифов. Первый список упрощенных иероглифов был опубликован министерством образования в 1952. За ним последовали еще несколько списков. В целом упрощенное написание было введено более чем для половины наиболее употребляемых иероглифов.

Религия Китая

В Китае никогда не было сильной и жестко централизованной «церкви». Традиционная религия в Китае представляла собой смесь местных верований и своеобразных церемоний, объединенных в единое целое универсальными теоретическими построениями ученых мужей. Тем не менее как среди образованных слоев населения, так и среди крестьян наибольшую популярность завоевали три великих философских школы, зачастую называемые тремя религиями Китая: конфуцианство, даосизм и буддизм.

В период «культурной революции» 1960-х годов религия в Китае испытала настоящие гонения. Разрушались культовые сооружения, было запрещено отправление религиозных обрядов, служители культа и верующие подвергались моральным и физическим оскорблениям. После смерти Мао Цзэдуна пришедшее к власти более умеренное руководство взяло курс на более терпимое отношение к религии. Было восстановлено конституционное право на свободу вероисповедания, а китайские религиозные лидеры возобновили прерванные контакты со своими коллегами за пределами страны.

Источник - http://www.gecont.ru/

Другие статьи

НОВОСТИ СТРАН МИРА